Что ждет Renault, Nissan и Mercedes?
Из России в 2022-м официально ушли не только Volkswagen, Volvo и другие компании, окончательно отказавшись от проектов в нашей стране, но и автоконцерны, предусмотревшие возможное возобновление бизнеса. Портал «АвтоВзгляд» разобрался, есть ли реальные шансы вернуться у зарубежных автобрендов, которые все же согласовали опционы на обратный выкуп своих российских активов, — Renault, Nissan и Mercedes-Benz.
Скепсис по поводу перспектив возвращения в Россию зарубежных автоконцернов, которые в 2022 году покинули наш рынок, высказал в конце прошлой недели первый вице-премьер Денис Мантуров в интервью изданию «Ведомости». По его словам, вряд ли даже те из них, которые предусмотрели возможность вернуться на российский рынок, действительно смогут это сделать. Причина в том, что пришедшие им на смену инвесторы полноценно их заменили и даже предоставили более выгодные условия сотрудничества своим российским компаньонам.
Напомним: в 2022 году, после начала СВО, некоторые зарубежные автоконцерны приняли решение официально покинуть Россию. Впрочем, некоторые из них предусмотрели возможность обратного выкупа своих активов. Например, французский Renault, японский Nissan или немецкий Mercedes-Benz. Другие «беглецы», повторим, вышли из российских проектов без соглашения о возможном возвращении.
Но даже те марки, что задумывались о вероятном изменении конъюнктуры, позволяющем снова рассматривать РФ как перспективный рынок, скорее всего, потеряли возможность вернуться, полагает доцент департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве России Петр Арефьев. Ведь независимо от цены сделок, которые они заключили, чтобы выйти из российского бизнеса, их место на освободившихся площадках заняли другие концерны.
К примеру, Renault, продавший свою долю в заводе «Москвич» с опционом обратного выкупа, однозначно уступил (если не сказать — потерял) свои позиции производителю, пришедшему на смену французам. И в случае возвращения они должны будут как минимум компенсировать средства, которые успел вложить в предприятие работавший в его отсутствие «сменщик». Опцион Renault действует до 2028 года. Сейчас только 2024-й, но в проект «Москвич» уже вложены немалые средства, и развитие бизнеса продолжается.
— Давайте будем реалистами. Уже сейчас, через два года после ухода западных концернов, их полноценное возвращение в Россию маловероятно. А если все-таки оно случится, то не раньше, чем лет через десять, — считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. — С другой стороны, крайне мало шансов, что они, вернувшись, смогут по-прежнему работать в таких условиях, чтобы не жалеть о своем уходе в 2022-м, — уточняет собеседник портала «АвтоВзгляд».
Действительно, условия для сбежавших автостроителей, независимо от условий, на которых они вышли из российских проектов, с каждым днем ухудшаются, соглашается Арефьев. Сотрудничество отечественных компаний с восточными контрагентами развивается, и цена, которую придется заплатить за возвращение, постоянно растет.
Да, китайские компании тоже непростые партнеры, признает эксперт. Но уже сам тот факт, что они быстро заместили в России западных конкурентов, означает победу российской экономики, уверен Арефьев. Ведь их приход в нашу автомобильную отрасль — это мощная поддержка производства страны. Более того, результативная работа существующих сейчас при участии восточных инвесторов предприятий — это в том числе залог успеха дальнейшего развития отечественного автопрома.
Источник: www.mk.ru