«Это было безумие»: 130 лет назад состоялись первые автогонки

Пришедший к финишу раньше других не стал победителем первых в истории автомобильных состязаний на скорость

С 11 по 13 июня 1895 года во Франции прошло соревнование для самодвижущихся экипажей, которое принято считать первыми в истории человечества автомобильными гонками на скорость. Именно тогда, ровно 130 лет назад, было положено начало увлечению, которое до сих пор привлекает тысячи поклонников, а автомобиль показал себя настоящим бойцом – покорителем «длинных километров».

тестовый баннер под заглавное изображение

Некоторые знатоки предмета до сих пор оспаривают право того французского ралли называться первыми в истории автогонками: мол, уже устраивали и раньше состязания экипажей, снабженных двигателями. Однако лишь июньский старт 1895-го по своим условиям обещал победу тому участнику, который сможет пройти весь путь быстрее остальных – столь привычное нам теперь правило. Правда, имелась при этом одна «закавыка», но о ней – позже.

Тогда, практически на заре автомобилизма, было решено не мелочиться и устроить для «самоходов» серьезное испытание: заезд очень протяженный даже по нынешним меркам. Для него выбрали маршрут от Парижа до Бордо и обратно общей протяженностью 1178 километров.

Выигравшего такую стайерскую гонку ожидал весьма солидный денежный приз – чуть более 30 тысяч франков. Данную сумму выделил организаторам американский газетный магнат Беннет Гордон.

Заявки на участие подали хозяева 46 самодвижущихся экипажей. Из них 29 собрались состязаться на машинах с двигателем внутреннего сгорания, 15 – на паровиках, кроме того еще два участника – на колесных аппаратах с электрическими моторами.

Триумфатором гонки стал создатель собственной марки авто совладелец механического завода Эмиль Левассор. На своем двухместном «Панар-Левассоре» с 4-хсильным двигателем он одолел почти 1200 километров дистанции за 48 часов и 47 минут. Эмиль поделился впечатлениями от гонки с теми, кто собрался на финише: «Это было безумие! Я делал до 30 километров в час!»

Следует отметить, что компоновка автомобиля Эмиля Левассора, спроектированного им вместе с Рене Панаром, выглядела по тем времена очень необычно. Мотор установлен под ящиком-капотом, выступающим в передней части кузова, а не позади сидений, как практиковалось во времена «доисторического» автомобилестроения. Для охлаждения «движка» был предусмотрен водяной радиатор.

Лишь через 5 часов 48 минут после Левассора до финиша добрался следующий гонщик Луи Ригуло на «бензиномоторе» «Пежо». А третий результат показал фаэтон Поля Кехлина «Пежо-Даймлер», которому на прохождение маршрута понадобилось без малого 60 часов. Однако именно этот участник гонок был назван их победителем и получил денежный приз. Парадокс? Никоим образом! Дело в том, что изначально организаторы объявили, что победа достанется самому быстрому четырехместному экипажу, а первые две финишировавшие машины были двухместными, то есть участвовали в ралли фактически вне зачета.

Перед началом пробега одним из наиболее вероятных его лидеров многие считали трехтонный «Нувель» графа де Диона, паровая машина которого развивала мощность до 30 лошадиных сил. Но в итоге и этот, и другие «пароходы» безоговорочно проиграли на столь длинной дистанции «бензиномоторам». Лучший из них по скорости оказался лишь на малопочетном девятом месте в итоговом протоколе, отстав от резвого «Панар-Левассора» почти на двое суток!

Сохранились интересные подробности о проведении этой гонки некоторыми из ее участников.

Эмиль Левассор (вместе с ним ехал также механик Д’Остинг) захватил лидерство уже на первом этапе состязаний. Рейд так удачно складывался для француза, что он добрался до Бордо гораздо раньше, чем планировалось по предварительно составленному графику. Подтвердив на контрольном пункте находившимся там судьям свое прибытие в Бордо, Эмиль затем позволил себе лишь короткий отдых: по сохранившейся информации, гонщик перекусил бутербродами, запив их шампанским (!), после такой трапезы совершил небольшую прогулку, разминая уставшие от долгого сидения в машине ноги, и двинулся в обратный путь.

Среди участников тех июньских соревнований были братья Эдуард и Андрэ Мишлен, – изобретатели пневматических шин. Подобная новинка тогда еще только-только начала использоваться для автомобилей и очень надежной ее не считали даже сами авторы изобретения. Однако Мишлены решили не упускать возможности продемонстрировать публично достоинства придуманной ими съемной надувной конструкции для колес тяжелых экипажей. Чтобы в случае проколов и повреждений «дутики» их автомобиля «Молния» можно было заменить, братья заранее расставили по всему маршруту группы своих сотрудников с комплектами сменной резины. Все-таки даже эта уловка не помогла: братья Мишлен безнадежно отстали от лидеров. Потом оказалось, что на маршруте гонки им пришлось почти полсотни раз менять вышедшие из строя пневматики.

Источник: www.mk.ru