65 лет назад начался серийный выпуск самого доступного советского автомобиля «Запорожец»
А теперь – «Горбатый»! 65 лет назад замечательного фильма «Место встречи изменить нельзя» еще и в проекте не было. Однако такая крылатая фраза из него тогда вполне могла звучать на улицах Москвы. 22 ноября 1960-го автозавод выпустил первую серийную партию новой модели отечественных малолитражек под названием «Запорожец». Миниатюрные автомобильчики с характерным внешним видом уже вскоре получили у граждан прозвище «Горбатый». К дню рождения легендарной машины – несколько фактов о ней.
Фото: wikipedia.org
тестовый баннер под заглавное изображение
«Спровоцировал» появление столь необычной для СССР легковушки тогдашний глава партии и правительства Хрущев. Никита Сергеевич хотел добиться того, чтобы советские люди в массе своей стали жить лучше, «подтягиваясь» к уровню Америки. Для этого надо было побыстрее освоить массовое строительство многоэтажек с отдельными квартирами, – и появились дешевые в строительстве малогабаритные «хрущевки». Нужно еще дать гражданам возможность обзавестись собственными «колесами», – и для реализации данного замысла понадобилось запустить производство дешевых тоже малогабаритных автомобилей.
Из Москвы в Запорожье
Официальное обозначение этой модели – «Запорожец» ЗАЗ-965, однако предшествовало ему другое – «Москвич-444». Разработкой конструкции малолитражки занимались московские специалисты. Наладить сборку первоначально предполагалось на Московском заводе малолитражных автомобилей, где уже давно сходили с конвейера «Москвичи». Но оказалось, что дополнительно выпуск еще и «четыреста сорок четвертых» предприятие не потянет – нет для этого производственных мощностей. Поэтому пришлось переадресовать такую важную государственную задачу машиностроителям из Запорожья. В итоге на тамошнем заводе «Коммунар», выпускавшем комбайны и другую сельхозтехнику, организовали сборку малолитражек по доработанному московскому проекту. Машину переименовали теперь в «Запорожец».
Между тем в народе новое чудо отечественного автопрома заслужило множество ласковых и ироничных прозвищ, порожденных впечатлениями от внешнего вида: «Мыльница», «Горбатый», «Божья коровка», «Запор»…
У столь хорошо знакомого советским гражданам «горбатого» изначально имелся и «близкий родственник». Серийная малолитражка по многим своим узлам и агрегатам была унифицирована с армейским вездеходом ЛуАЗ-967, который также известен как санитарный колесный транспортер переднего края. Такую армейскую технику, хотя и в куда меньших количествах собирали на автозаводе в Луцке.
«Нам мотор не дали!»
Конечно главным «прибамбасом» «Запорожца», который стал чуть ли не его визитной карточкой, являлся двигатель, установленный сзади. Это позволяло избавиться от громоздкой и увесистой системы с карданным валом. Потому «Горбатый» получился не только более легким, но и более проходимым: у легковушки было плоское днище и довольно большой дорожный просвет, что позволяло благополучно продолжать двигаться там, где буксовали куда более мощные и внушительные по габаритам авто обычной компоновки.
Ну а особенность расположения силового агрегата породила в народе множество шуток и анекдотов. «Муж и жена протирают до блеска только что купленный «Запорожец», изучая при этом его конструкцию. Вдруг супруга, открыв крышку переднего отсека, восклицает с ужасом: «Петя, куда же ты смотрел? Нам же мотор не дали!» – «Ничего, зато я видел: у нас в багажнике запасной есть».
Еще одной из отличительных черт конструкции ЗАЗ-965 было наличие в нем автономной печки – бензинового отопителя для обогрева салона. «Запорожцы» были самыми теплыми из всех отечественных легковушек. В суровую зимнюю пору греться в них можно было, не включая двигатель. Очень выгодно с точки зрения экономии топлива и ресурса мотора.
Еще из числа фирменных особенностей тех 65-летней давности «Запорожцев»-«колобков»: у них абсолютно одинаковые лобовое и заднее стекла. Так что в случае аварии, когда оказалось разбито переднее, водитель мог без особых проблем поставить вместо него уцелевшее сзади стекло (затянув образовавшуюся прореху в кузове тканью, картоном или пленкой) и продолжить путь.
А вот наличие дверей, по одной с каждой стороны, открывающихся навстречу движению, чревато было неприятностями. Случалось, они распахивались без спроса прямо на ходу, врезаясь при этом в какое-нибудь препятствие или травмируя оказавшегося на пути человека. Зато подобная конструкция очень удобна для того, чтобы забраться на заднее сидение автомобильчика.
Спидометр «девятьсот шестьдесят пятого» проградуирован до 120 км/час. Но это лишь красивая картинка. На самом деле такая «мыльница» могла в обычных условиях разгоняться максимум до 90 км/час.
Почтовый ящик с мотором
Уже вскоре после начала выпуска «Горбатый» стал главной машиной для инвалидов. На заводе выпускали специальные модификации с ручным управлением.
Собрали в 1960-е и несколько сотен специализированных малолитражек ЗАЗ-965С по заказу Министерства связи (о чем и говорит дополнительная буква в обозначении). Это был автомобиль, который предназначался для сбора корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных тогда во многих местах на стенах зданий. Чтобы водителю-почтальону было удобнее работать, «эску» сделали праворульной: при такой компоновке человек мог сразу же, открыв дверь, оказаться рядом с почтовым ящиком, а в каких-то случаях забрать его содержимое можно удавалось даже не выходя из «Запорожца». Еще одной особенностью конструкции 965С являлись закрытые железными вставками проемы окон по бортам сзади. Отсутствовало также и заднее сидение, вместо него имелся вместительный контейнер для собранных писем.
Малолитражки ЗАЗ – хотя они и отличались примитивностью, – продавали за рубеж через фирмы в Финляндии, Бельгии. Экспортные экземпляры имели другое название Jalta («Ялта»). Дело в том, что для иностранцев родное имя этой машины очень трудно произнести. «Ялты» отличались от обычных запорожских «мыльниц» улучшенной шумоизоляцией (что немаловажно с учетом пулеметной трескотни двигателя) и отделкой салона, хромированными молдингами на бортах, наличием зеркала заднего вида на левом крыле и пепельницы в салоне. А еще зарубежные фирмачи-торговцы устанавливали на такие машины радиоприемники.
Маленький герой большого экрана
ЗАЗ-965 продержались на конвейере до 1969 года. В общей сложности было выпущено свыше 320 тысяч «Горбатых». И они действительно стали заметным атрибутом повседневной советской жизни.
Эти машины снялись во многих наших фильмах. Можно вспомнить, например, популярную комедию «Три плюс два», где главные героини в исполнении Натальи Фатеевой и Натальи Кустинской приезжают отдыхать в Крым именно на «девятьсот шестьдесят пятом» (а герой Андрея Миронова в одном из эпизодов «припечатывает» их автомобильчик пренебрежительным выражением: «консервная банка системы «Запорожец»). Попали «Божьи коровки» и в мультфильмы. Вот, скажем «Ну, погоди!» или «Зима в Простоквашино» (впрочем, создатели мульт-шедевра про кота Матроскина, Дядю Федора и других допустили ошибку: там очень похожий на «Запор» автомобильчик, на котором приезжают в деревню герои, имеет двери, распахивающиеся назад по ходу движения, а не вперед, как у оригинала).
Еще один уже менее известный фильм, где засветился ЗАЗ-965, – «Субботний вечер», снятый на грузинской киностудии. Там создатели придумали такой эпизод: двое героев пытаются удрать на «Запорожце», однако их преследователь мешает им очень простым способом: он просто поднял машину за задний бампер, и колеса крутятся впустую. Конечно это утрированная ситуация, ведь масса пустого «Запорожца» под 700 килограммов (причем основная часть этого веса как раз сконцентрирована сзади), плюс еще двое мужиков в салоне. Тут впору штангиста-тяжеловеса звать на помощь.
Источник: www.mk.ru





