Российские автомобилисты не решаются брать займы под высокие проценты
По данным кредитных организаций, в январе-апреле нынешнего года было выдано автокредитов на сумму 337 миллиардов рублей. Цифра с девятью нулями впечатляет. Но оказывается, что она на 55,5% ниже, чем за аналогичный период 2024 года. Что явилось следствием такого падения автокредитования? Банковские структуры не оформляют россиянам ссуды на приобретение авто из-за рисков невозврата? Или наши сограждане сами не желают брать кредиты под неподъемные проценты?
тестовый баннер под заглавное изображение
Снижение автокредитования идет в русле общего снижения выдачи потребительских и прочих займов. Не секрет, что компании и физические лица буквально стонут от непомерно высоких процентов. Если ключевая ставка ЦБ находится на уровне 21%, то коммерческие кредитные организации, при выдаче ссуды своему клиенту, к «ключу» накидывают еще 7-8%. Итого получается, что добрых 30 % (а то и больше) клиент должен вернуть банку, чтобы не остаться перед ним в долгах.
Словом, семь раз отмеришь, а один отрежешь… Руководитель управления аналитических исследований «АВИ Капитал» Дмитрий Александров считает, что спрос на авто просел примерно на 25% из-за высоких ставок и регулирования импорта. «Падают продажи во всех сегментах: дешевые, премиальные, коммерческие машины», – говорит он.
По регионам «раздача слонов» под приобретение «ласточек» распределяется следующим образом. Москва – 32,5 миллиарда рублей, Подмосковье – 28 млрд, Санкт-Петербург – 18,9 миллиарда. Еще к лидерам присоединились Краснодарский край и Татарстан – соответственно, 17,5 и 16,5 миллиарда.
Как считают эксперты, следствием проседания в выдаче автокредитов явилось также повышение утилизационного сбора во втором квартале минувшего года. И введение макропруденциальных ограничений в отношении граждан с высоким показателем долговой нагрузки. Если клиент для погашения займа вынужден платить более 50% от своей подтвержденной зарплаты, то ему оформить такую ссуду крайне сложно, если вообще возможно.
В общем, многим россиянам в силу этих причин придется на дачу добираться на электричках, а на работу топать пешком. «В нынешних условиях машина становится роскошью», – считает финансовый аналитик Сергей Дроздов.
– В Москве можно обойтись без личного авто, – считает он. – Здесь хорошая транспортная инфраструктура. Метро, легкое метро, автобусы, трамваи…Но в регионах зачастую без машины нельзя. А цены на сами автомобили огромные, да еще и ставка по кредитам.
В России не самое богатое в мире население, но автомобили почему-то самые дорогие. Если на нашем рынке китайская легковушка стоит 2,5 миллиона рублей, то в Китае – на наши деньги 1,2 миллиона, вдвое дешевле. Накрутки дают 41% пошлины, постоянно увеличивающийся утилизационный сбор. С 1 мая он опять повысился. Если дело так пойдет и дальше, то наши дети не смогут купить машину.
Когда ключевая ставка ЦБ начнет снижаться, а рано или поздно начнет, таких продаж, которые отмечались в 2019-20 годах, уже не будет. Да, рост произойдет, возможно, продажи вырастут на 30 или 40%. Но это из-за сегодняшней низкой базы.
– Из-за санкций сегодня все спуталось. Иномарки вообще продаются?
– Все продается. Отечественные, иностранные… Вода дырочку найдет. Дилеры активно везут автомобили из Китая, из Арабских Эмиратов, из Европы, Южной Кореи… Сейчас рубль крепкий, стабильный. У кого есть деньги – самое время обновить свой парк. Но цены астрономические. Отдельные марки стоят, как квартира. Куда это годится?
– Нам, в первую очередь, следует поддерживать отечественного автопроизводителя. Отсюда и таможенные пошлины, и «утиль». Согласны?
– Согласен. Но отечественные легковые автомобили – это, все-таки, не стратегическая отрасль. И зачем ее так активно поддерживать? Надежностью наши авто не отличаются, а цены – почти как на иномарки. У нас хорошие грузовые машины, конкурентоспособные, вот их и нужно развивать, я считаю. А гражданам нужно дать финансовую возможность приобретать иномарки.
Источник: www.mk.ru