Можно ли оспорить штраф и как заполняют протокол – советы эксперта

В «письме счастья» нет фотографии светофора, на запрещающий сигнал которого проехал водитель: законно ли наложен штраф? Какие меры по проверке машины перед покупкой считать достаточными, чтобы ее не отобрали при обнаружении криминального прошлого? Обязан ли инспектор ДПС составлять протокол только в присутствии водителя? В буксируемой машине за рулем находился нетрезвый: в каком случае его можно наказать за управление в состоянии опьянения?

На вопросы читателей отвечает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор ТРАВИН.

Получил «письмо счастья» со штрафом за проезд на красный. В письме есть фотография моей машины, но на фото нет светофора. Возможно, просто в кадр не попал. А по закону, если меня обвиняют в проезде на запрещающий сигнал, светофор должен быть на фото?

Станислав, г. Яхрома.

Фотография является едва ли не основным доказательством! И если вас обвиняют в проезде на запрещающий или переезде через стоп-линию, на фото это должно быть видно. А иначе зачем картинка нужна?

Кстати, ГОСТ на средства автоматической фотовидеофиксации говорит: если камеры выявляют проезд на запрещающий или пересечение стоп-линии, и светофор, и линия должны быть в зоне контроля видеокамерами. Значит, и в постановлении о штрафе линия и светофор тоже должны быть отображены.

При этом необязательно в одном кадре должны быть и машина, и светофор. Пусть это будут две фотографии, сделанные в одно и то же время.

Поэтому подавайте жалобу на постановление о штрафе. Но не в ГАИ — там вам ответят, что ГОСТ носит рекомендательный характер, а камера настроена правильно. Лучше сразу обращаться в суд.

Практика отмены таких постановлений, без изображения светофора или стоп-линии, набирает обороты.

* * *

Сотрудник ГАИ заявил: по закону протокол о нарушении должны составлять в присутствии водителя, а поскольку сотрудник будет оформлять его в патрульной машине, я должен пересесть к нему. А разве не наоборот? По-моему, это инспектор должен стоять рядом и заполнять протокол.

Эдуард, г. Люберцы.

Если быть точным, протокол должен составляться не в присутствии водителя, а с его участием. Как и где это будет происходить, неважно. Хотите — пересядьте в машину. Не хотите — оставайтесь за рулем. И сотрудник ГАИ при составлении протокола не должен все время стоять над вашей душой.

Условно весь процесс можно разделить на три этапа.

Первый. Инспектор проверяет ваши документы, разъясняет вам ваши права, объясняет суть нарушения, пугает ответственностью, выясняет у вас прочие необходимые для протокола сведения. Затем он вправе удалиться на пост ДПС или в патрульную машину, где и будет сочинять протокол.

Второй этап. Вы сидите и ждете второго пришествия инспектора.

Третий этап. Инспектор преподносит вам заполненный протокол, предлагает ознакомиться и дать объяснения. Вы ознакомились, письменно выразили свою точку зрения на обвинение и расписались в получении копии протокола. Причем расписались только после фактического получения.

Вот это и есть составление протокола с участием водителя. И совсем необязательно стоять с инспектором нос к носу или сидеть с ним в обнимку.

* * *

Мой приятель на буксире в новогоднюю ночь вытащил мою машину из сугроба и довез до гаража. При этом я, слегка нетрезвый, сидел за рулем своей тачки. Подъехали сотрудники ГАИ и составили протокол как на пьяного водителя. А это законно? Я ведь не сам ехал — меня тащили!

Гена, г. Курск.

Все зависит от способа буксировки. Если вашу машину буксировали на мягкой сцепке, что называется «на веревочке», любой суд вам скажет, что вы при буксировке своей машины вынуждены были подруливать, то есть фактически управлять. А значит, являлись водителем. И как водителя наказать вас можно на законном основании.

Избежать санкций за управление в состоянии опьянения можно в том случае, если сцепка была жесткой. Но надо иметь в виду, что жесткая сцепка бывает разной. Если она представляет собой подобие водопроводной трубы и тоже требует наличия водителя за рулем, чтобы машина не болталась, как консервная банка на привязи, в этом случае вы тоже водитель, вас тоже можно к ответственности привлечь.

А вот если ваша машина была прицеплена на жесткой конструкции, которая обеспечивает прямолинейное движение автомобиля в фарватере буксира, у вас не было надобности подруливать.

Стало быть, вы не водитель и наказание вам не грозит.

Есть вопросы? Задавайте по адресу [email protected] с пометкой «Право руля!».

Источник: www.mk.ru