Названы причины возникновения пробок на новомодных светофорах в Москве: пешеходы злоупотребляют

Столичный эксперимент с регулированием движения стал предметом бурной дискуссии

Новая разновидность светофоров появляется в Москве: при горящей зеленой стрелке вправо или основном зеленом вместо желтого света может зажигаться бело-лунная стрелка с изображением пешехода. Это еще один вариант указания на совмещенную фазу светофора: движущиеся на зеленый водители должны сразу после поворота направо уступить дорогу пешеходам. Между тем сама эта совмещенная фаза в Москве стала предметом бурной дискуссии. Упрощает или усложняет она движение — выяснял «МК».

Включение бело-лунной секции вместо желтой — чисто косметическая вариация более привычной дополнительной секции, рассчитанная на светодиодные светофоры нового поколения (а других в Москве почти и не осталось). Третий вариант обозначения совмещенной фазы — информационная белая табличка на светофоре: поворачивая, сразу после перекрестка пропусти пешеходов.

Таких перекрестков в столице уже 245 штук. Эксперимент проводит столичный ЦОДД; если переменный сигнал приживется, не показав побочных эффектов, такую схему будут использовать дальше, в том числе и в других регионах России — были бы деньги на новые светофоры, в которых диоды на месте желтого могут светиться разным цветом. 

В качестве причины для эксперимента называют «дизайнерские» соображения: дополнительные секции и таблички создают «визуальный мусор». Кроме того, они стоят дополнительных денег — впрочем, далеко не все светофоры способны менять цвет секции с желтого на бело-лунный.

При этом сама по себе совмещенная фаза — когда на перекрестке водитель обязан пропустить пешеходов даже на свой зеленый — внесла в сознание московских автомобилистов, да и пешеходов тоже, значительную сумятицу. С одной стороны — это примерно то же, что старое как мир правило ПДД: поворачиваешь на зеленый на обычном светофоре без стрелки — пропусти пешехода. Но по этому старому правилу пешеходы, ориентирующиеся на автомобильные сигналы в отсутствие пешеходного светофора, понимали, что их зеленый совмещен с автомобильным, и были осторожны. А водители точно так же помнили, что «вваливать» в поворот нужно с оглядкой.

Сейчас — совсем не так: при совмещенной фазе с бело-лунным светом и пешеходам, и водителям горит «персональный» зеленый — правда, водителям еще с дополнительной бело-лунной секцией. Но так или иначе: пешеходы идут на свой зеленый, ожидая, что всем остальным участникам движения горит красный (как это обычно и бывает при пешеходном зеленом свете). А при этом водителю горит… тоже зеленый, хотя и с дополнительной «табличкой».

Результат: на многих перекрестках Москвы время поворота с совмещенной фазой значительно возросло, возникают пробки. Просто потому что пешеходы (которые раньше, переходя без «своего» светофора, понимали, что нужно пропустить и поток машин) зачастую идут сплошным потоком.

– Регулирование дорожного движения должно быть сообразно месту, где принимаются те или иные решения, – отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Поэтому здесь не может быть единообразного подхода. Какие-то малонагруженные районные улицы можно регулировать с совмещенной фазой — там нет серьезного пешеходного трафика. А вот если так сделать рядом со станцией метро, где люди идут сплошным потоком, то тогда там автоматически возникают жуткие пробки, потому что водители просто не могут проехать.

По словам эксперта, именно так создаются пробки, например, на Тверской в районе Пушкинской площади. «Пешеходы, наплевав на водителей, идут сплошным потоком, а затем рассвирепевшие водители начинают чуть ли не давить пешеходов. Все это крайности, которые вызваны некачественным регулированием», – подчеркивает Шапарин. При том что сам режим совмещенной фазы в некоторых случаях весьма полезен.

При грамотной организации дорожного движения, когда совмещенная фаза делается строго по условиям перекрестка, этот метод оправдан, согласен эксперт по организации дорожного движения Александр Евсин. «Это работает там, где есть равномерный транспортный поток и достаточно редкие пешеходы», – отмечает собеседник «МК».

Как напомнил Евсин, с точки зрения организации движения перекрестки делятся на нерегулируемые, регулируемые с совмещенными транспортным и пешеходным направлениями в одной фазе регулирования — и регулируемые с изолированными транспортным и пешеходным  направлениями в одной фазе регулирования. В Москве некоторое время назад совмещенные фазы были полностью запрещены, это привело к 30% падению пропускной способности на 80% перекрестков, говорит эксперт. 

Нынешний эксперимент с совмещенной фазой — не новинка, а возвращение разумной практики, но сейчас, по словам Евсина, стал обязателен бело-лунный светофор, предупреждающий о совмещенной фазе. «Во всем мире никто дополнительных предупреждений, естественно, не делает, так как водитель по ПДД при повороте обязан пропустить всех пешеходов в любом случае», – добавляет эксперт.

Выходит, единственная причина и визуального мусора на светофорах, и недопонимания (иногда рокового) между пешеходами и автомобилистами — в том, что нельзя просто так, возвращая совмещенную фазу движения, взять и убрать пешеходный светофор, коль скоро он когда-то на этом переходе появился. Система не может эволюционировать, упрощаясь — она может только усложняться.

Источник: www.mk.ru