Онлайн-алкозамок: новый стандарт может привести к тотальной слежке за водителями

Машины передадут государству биометрию и координаты каждой поездки

В России могут принять новый ГОСТ на алкозамки — устройства, блокирующие движение автомобиля, если за рулем пьяный. Они будут распознавать пары алкоголя в дыхании водителя и сообщаться с «центром» при помощи аварийного устройства ЭРА-ГЛОНАСС. Возможно, однако, что это лишь первый шаг в развитии системы: уже сейчас она предусматривает распознавание лица водителя. Какие возможности для контроля за автомобилистами могут крыться в новом стандарте — выяснял «МК».

тестовый баннер под заглавное изображение

Новую версию стандарта разработало ФГУП НАМИ, алкозамки в соответствии с ним будут блокировать не запуск двигателя, а именно начало движения. Такая поправка, по всей вероятности, сделана с учетом специфики российских зимних трасс. Вполне можно представить себе ситуацию, когда при снежных заносах водителю приходится одновременно греться «изнутри» и включать отопитель, то есть запускать двигатель.

Основная новинка в стандарте, однако, не в этом — а в том, что алкозамки планируются не автономными, как в изначальных конструкциях, изобретенных уже несколько десятилетий назад. Внедрять такие вещи начали в США и Скандинавии в конце 1990-х годов — конструкция состояла из электронного алкометра и связанного с ним иммобилайзера. Подобную систему пытались «прописать» и в России — эксперимент прошел в 2010 году на школьных автобусах в нескольких регионах.

Вот только сейчас речь идет совсем о других конструкциях. Показания алкометра предполагается при помощи «бортовых средств коммуникации» передавать «внешним потребителям». А именно — государственным органам, они же «платформа верхнего уровня». Отключение алкозамка для экстренных случаев предусмотрено — однако оно также дистанционное.

Тем самым «бортовым средством коммуникации», как планируют в НАМИ, будет устанавливаемый на новые автомобили с начала 2017 года аварийный маяк «ЭРА-ГЛОНАСС». Эти устройства предусматривают возможность сделать автоматический звонок по экстренному номеру телефона с передачей координат автомобиля — а значит, обладают и коммуникационным контуром.

Кроме того, прибор, по новому стандарту, должен уметь определять личность водителя при помощи камеры, то есть иметь биометрическую аутентификацию. Иными словами, на внешний сервер при каждом начале движения отправляются координаты автомобиля, данные о личности водителя и его «алкогольном статусе».

Отмечается, что в первую очередь такими алкозамками могут оснастить такси, грузовые автомобили, автобусы и каршеринг — то есть те транспортные системы, в которых, как правило, личность водителя заведомо известна, а положение машины в пространстве отслеживается работодателем или оператором уже сейчас. Но нет ничего невозможного в том, что в обозримом будущем такую систему внедрят и для личных автомобилей, раз уж бортовая коммуникация стандартного образца есть на всех новых автомобилях в обязательном порядке.

– Биометрическая аутентификация была бы полезна, например, применительно к страховке ОСАГО, – рассуждает страховой комиссар Наталья Самарина. – Сразу решался бы вопрос о водителях, не вписанных в полис: нет актуальной привязки личности за рулем к действующей страховки — машина не поедет.

Абсолютная отслеживаемость водителей — уже не по госномерам автомобилей, а прямо по лицу — конечно, пригодится и правоохранительным органам. Поэтому, хотя сейчас разговоров о таком применении технологии пока не ведется, эта инициатива в свое время, вполне возможно, будет поддержана. А вот кто, кроме самих водителей, может выступить против — не видно.

Можно спросить: а как же старые автомобили, выпущенные до эпохи «глонассизации»? А они… и есть старые: постепенно, хотя и не быстро, их «поголовье» будет снижаться естественным путем. А если нужно будет вывести их с дорог побыстрее — для этого в мире придуманы самые разные технологии, от повышенного налога до простого запрета.

Источник: www.mk.ru