Разбираемся в психоакустическом феномене «громких» моторов

Звук двигателя играет ключевую роль в восприятии скорости и контроля над автомобилем

Тихий шепот электромотора или оглушительный рев движка спортивной машины — звук автомобиля способен не только передавать его характер, но и незаметно управлять эмоциями и реакциями человека, находящегося за рулем. А как именно, объясняет портал «АвтоВзгляд».

тестовый баннер под заглавное изображение

Многие водители даже не задумываются о том, как сильно «акустика» машины влияет на их поведение: от выбора скорости до уровня агрессии. Но почему одни звуки мобилизуют, а другие, напротив, раздражают? И как автопроизводители используют эту особенность человеческой психики, создавая искусственный «голос» электрокаров? Ответ кроется в тонком взаимодействии физиологии, психологии и инженерного искусства.

Для начала разберемся с тем, что звук двигателя играет ключевую роль в восприятии скорости и контроля над автомобилем. Исследования показывают, что отсутствие или приглушение шума мотора приводит к недооценке показателей на спидометре, из-за чего водители склонны ехать быстрее, увеличивая риск аварий. Потому что в нашем неосознанном понимании «громко — значит, стремительно».

В электромобилях, где двигатель почти бесшумен, производители добавляют искусственные звуки (AES), чтобы компенсировать такую потерю обратной связи. Это не только улучшают ощущение скорости, но и влияет на комфорт вождения. Особенно в условиях, когда визуальные «подсказки» ограничены, — например, при прохождении поворотов.

Помимо функциональной роли звук двигателя воздействует на эмоциональное состояние. Низкочастотные вибрации, характерные для мощных моторов, вызывают физиологический отклик — учащение пульса, выброс адреналина и чувство возбуждения. Это объясняет, почему многие автолюбители ассоциируют рев какого-нибудь V8 или турбированный свист с тем самым удовольствием от вождения.

Автопроизводители, в свою очередь, осознанно «проектируют» звучание выхлопа, чтобы усилить эти приятные ощущения. А в крутых электрокарах — таких как, скажем, Porsche Taycan — используют синтетические звуки, имитирующие традиционные двигатели. Впрочем, в случае «батарейных» машин есть и еще один повод «ставить модели голос»: чтобы их слышали окружающие пешеходы, то есть чтобы минимизировать риск «тихих» ДТП.

Как бы то ни было, важно помнить, что чрезмерный шум может негативно влиять на когнитивные функции. Громкие звуки, особенно выше 55 дБ, повышают уровень стресса, снижают концентрацию и увеличивают утомляемость. Это особенно критично при использовании голосовых интерфейсов или в длительных поездках, где фоновый шум мешает восприятию важной информации. Кроме того, постоянное воздействие громких звуков связывают с нарушениями сна и повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний.

Социальный аспект также важен: модификация выхлопа для усиления звука часто воспринимается как демонстрация маскулинности и стремление заявить о себе. Однако такое поведение может вызывать раздражение у окружающих, особенно в ночное время.

Подводя итог, скажем, что звук двигателя — это сложный психоакустический феномен, сочетающий практическую пользу, эмоциональное воздействие и социальные коннотации. А баланс между комфортом, безопасностью и удовольствием от вождения остается ключевой задачей для автопроизводителей. Особенно в эпоху электрификации.

Источник: www.mk.ru