Россиян хотят принудить к избавлению от старых авто: станет ли инициатива законом

Автомобили возрастом более 15 лет могут обложить дополнительным налогом

В России могут ввести повышенный транспортный налог на автомобили возрастом свыше 15 лет. Кроме того, для возрастных авто могут ввести обязательный техосмотр, проходить который понадобится дважды в год. С такой концепцией выступила ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), а цель предполагаемых «репрессий» — обновление автопарка страны. Подобные нормы, стимулирующие списывать старые автомашины, действуют как минимум в Европе и Японии — но, как говорится, есть нюанс.

тестовый баннер под заглавное изображение

О разработке законопроекта, предусматривающего «пессимизацию» владения старыми автомобилями, сообщил журналистам президент РОАД Алексей Подщеколдин. Он сослался на статистику, по результатам которой автопарк России стареет. Сейчас средний возраст автомобиля в России составляет 16 лет (то есть этот условный средний автомобиль выпущен в 2009 году), а число машин старше 10 лет составляет почти 40 млн единиц.

Заставить автомобилистов списать старые транспортные средства и приобрести новые предполагается не только при помощи повышенного налога на транспортные средства старше 15 лет, но и посредством введения обязательного техосмотра дважды в год. Напомним, для коммерческого транспорта эта норма и не прекращала действовать, а вот личные автомобили и мотоциклы нуждаются в государственном ТО лишь при регистрационных действиях, да и то если они старше 4 лет.

Предполагается, что повышенный налог и обязательный техосмотр (а этот самый ТО был и остается не самой приятной и к тому же небесплатной процедурой) — лишь «кнут». А «пряником» может стать новая программа утилизации старых авто, подобная той, что на рубеже 2000-х и 2010-х годов заметно омолодила российский автопарк. Тогда старенькие «Москвичи», «Жигули» и «Волги» с «Запорожцами» в больших количествах свозили в металлоприемку в обмен на утилизационный сертификат достоинством в 50 тысяч рублей. Такая цена была больше рыночной стоимости сильно потрепанной советской машины (хотя и меньше, чем можно было бы выручить за автораритет).

Но сейчас под эту самую «автореновацию» хотят подвести уже совершенно другой транспорт: первое поколение «кредитомобилей», выпущенных на новеньких автосборочных производствах мировых концернов в России в 2000-е. Машины с подушками безопасности, более или менее современными, «с завода», экологическими нормами. Едущие примерно так же (а некоторые считают, что и лучше!), как современные автомобили.

— Автомобили 2000-х годов, чаще всего с чистыми документами и биографией, обслуженные в авторизованных сервисах и «не запущенные», это лакомый кусок для вторичного рынка, — подтверждает эксперт по подбору и обслуживанию подержанных автомобилей Алексей Островский. — Они, честно говоря, крайне редко попадают в открытую продажу: их покупают у владельцев родственники, знакомые, а если такая машина приходит в «трейд-ин», ее тут же бронируют сотрудники салона. Причина проста: запчасти в России есть, в том числе б/у, конструкция проста и изучена, модных фишек последних лет вроде опций по подписке — нет.

Другое дело — сильно «уезженные», как правило, в регионах, экземпляры, поясняет эксперт. Здесь на 15-летних и старше машинах могут быть и сквозная коррозия, и «умирающие» двигатели, и в целом исчерпанный ресурс. Для дальнейшего использования они пригодны только после «реставрации», включающей в себя детейлинг, кузовной, а часто и агрегатный ремонт. Такие работы проводят обычно уже покупатели: делать «для себя» всегда надежнее.

— В итоге я могу согласиться с возвращением обязательного техосмотра, — добавляет Островский. — Хотя два раза в год — явный перебор, достаточно одного. Но повышение налога просто «за возраст» — это типичная мера «выдавливания» старого автопарка на утилизацию. Это имело смысл в 2000-х и 2010-х годах, когда у нас на рынке были десятки официально продаваемых и недорогих моделей от мировых концернов, — сейчас ситуация совсем другая.

По словам собеседника «МК», именно в категорию «15+» попадают практически все автомобили ценой до 500 тысяч рублей. А именно это ниша «первого автомобиля» для молодежи, небогатых семей, жителей регионов. Кроме того, именно на такой технике ездят те, кто не признает автокредитов и покупает авто «за наличные». Альтернативных предложений для этого сектора рынка попросту нет — стало быть, их планируется просто «сократить». Автовладение, мол, — история не для бедных.

«Владельцам этих машин мы говорим: всё, теперь повышенный налог на ваши тачки и техосмотр дважды в год, — рассуждает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. — И что? В крайнем случае — просто продадут машины. И те еще упадут в цене. Либо будут платить налог, но еще меньше будут тратить на поддержание технического состояния автомобиля».

Эксперт — как и многие другие фигуры автосообщества — полагает, что эта инициатива вряд ли в обозримом будущем станет законом. «Слишком токсично — а токсичного и нервного и так хватает. Депутаты это завернут, а может, еще и на уровне правительства дадут отлуп», — говорит Кадаков.

Однако повышенный налог могут и «завернуть» как таковой. А вот что делать с обязательным техосмотром? Ведь для него по-прежнему нет инфраструктуры — потому в свое время его и отменили для большинства личных автомобилей. В итоге, даже если ничего пугающего обладателей старых авто не ждет, понервничать придется: машины стареют, а проект разрабатывается.

Источник: www.mk.ru