Российский авторынок движется на Кубу: новые машины по карману единицам

Средняя стоимость новых автомобилей в России достигла 3,4 миллиона рублей

Средняя цена нового автомобиля в России достигла 3,43 миллиона рублей — это абсолютный рекорд. Снижения в перспективе не просматривается, скорее наоборот. На фоне этого всего 9% владельцев теперь меняют автомобили в возрасте 3–7 лет. Автопарк страны стареет — как на Кубе после разрыва отношений с Америкой.

Но «реставрации» автоэнтузиазма, как на Кубе, скорее всего, у нас тоже не будет: новые поколения не хотят иметь свой автомобиль. Скорее мы движемся не в сторону Кубы, а прямиком в СССР: машин нет — и не надо.

тестовый баннер под заглавное изображение

В октябре аналитическое агентство «Автостат» сообщило о рекордной в истории средней цене нового легкового автомобиля в России — 3,43 млн рублей. Цена вычислена исходя из рекомендованных розничных цен и объема продаж. И учитывая нынешнюю нелюбовь дилеров к скидкам, вряд ли реальная средняя цена окажется ниже.

Речь, подчеркнем, не только о том, что раньше называлось «иномаркой»: дешевле 1 млн рублей автомобилей на рынке вообще практически не осталось, даже «Гранты» вплотную приблизились к этой психологической планке. Напомним, в сравнительно недавнем (уже после ковида, еще до санкций) 2021 году средняя цена нового автомобиля вплотную подошла к 2 млн рублей. Прошло четыре года — и, как мы видим, рост более чем в полтора раза.

Растет и средняя цена автомобилей с пробегом — в октябре она составила 1,23 млн рублей, что на 2,5% больше, чем в сентябре. С 2021 года, по прогнозам агентства, средняя цена подержанной машины в этом году вырастет более чем на 70%.

А если брать цены за пятилетку — захватив ковидные времена, также сопровождавшиеся повышением цен, — выходит, что все автомобили подорожали приблизительно вдвое. Реакция автомобилистов естественная, человеческая: всего 9% (против 15% до ковида) автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет сейчас меняют хозяев. Значит, для все большего числа автомобилистов менять «коня» становится либо слишком дорого, либо бессмысленно.

— Машины в возрасте 5–7 лет еще не исчерпали свой ресурс и не начали сыпаться, — отмечает эксперт по подбору и обслуживанию б/у автомобилей Алексей Островский. — В «тучные» годы многие, прежде всего в столицах, стремились заменить автомобиль по истечении гарантии, но сейчас это соображение неактуально, потому что гарантия, в общем-то, у всех производителей превратилась «в тыкву». Зато привычные нам до 2022 года иномарки по-прежнему проще обслуживать.

Запчасти на европейские, американские, японские и корейские автомобили вполне доступны к заказу в России (хотя и недешевы, и срок доставки порой неприятно удивляет), рассказывает собеседник «МК». И самое главное, VIN-номер машины позволяет однозначно определить, какая ей нужна запчасть, и заказать ее. С китайскими брендами такой однозначности нет и заказывать приходится порой по нескольку раз.

Но говорить, что мы «идем в сторону Кубы», кажется, слишком оптимистично. Кубинский феномен — то, что на острове на полвека «законсервировались» автомобили 1950-х, золотого века «детройтского барокко», — был обусловлен массовым желанием людей иметь автомобиль. Сейчас же времена совсем другие.

Из свежего опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ) следует, что Россия деавтомобилизуется — машина в семье есть у 61% респондентов против 66% пять лет назад. Причем пока что процент автомобилистов среди жителей крупных городов выше: 64–66%. Но в последние годы пространства для личного транспорта в больших городах, и особенно в столице, становится все меньше. А значит, и процент автовладельцев будет снижаться дальше, ведь «прижимают» именно самую автомобилизированную группу россиян.

И самое главное — молодежи, похоже, «не больно-то и хотелось». 79% неавтомобилизированных семей в стране не планируют покупку машины в принципе. Во все возрастные страты проникает пользование такси (молодежь от 18 до 30 лет пользуется им почти поголовно, 92%). Число выдаваемых впервые прав тоже снижается: в 2024 году водителями стали 1,34 млн россиян, что меньше, чем в прошлые годы (например, в 2021 году — 1,55 млн).

На вопрос, почему они пользуются такси и каршерингом вместо личной машины, больше половины респондентов ФОМ отвечают просто: на своей машине дороже. Дает свои плоды относительно новая, но уже хорошо укоренившаяся прежде всего в IT логика: услуги вместо товаров.

Поколение зумеров — те, кому сейчас 20–25 лет — привыкло к логике «услуги вместо товаров» с самого детства. Неудивительно, что многим из этого поколения обладание автомобилем кажется дорогостоящим и весьма странным хобби. «Непонятные и бессмысленные телодвижения», как говорится, особенно учитывая, что сейчас права стоят в общей сложности не 100–200 долларов, как 25 лет назад, а 100–200 тысяч рублей, то есть не на один порядок дороже.

Так что не на Кубу мы идем, где машин со времен пламенного Фиделя очень мало, зато много желающих ими обладать. А скорее в добрежневский СССР, где большинство обычных людей обладать автомобилем и не мечтало.

Правда, есть еще и меньшинство — те самые пацаны и девчонки, что на последние деньги способны купить раздолбанный «Жигуль», а потом долго и дорого превращать эти «Жигули» в злые спортивные снаряды. Те, что шумят и хулиганят на ночных дорогах и часто плюют на камеры, ездя на поддельных номерах. Это довольно немногочисленная компания единомышленников, но не менее пассионарная, чем когда-то байкеры. Или, скажем, стиляги.

Источник: www.mk.ru