Спрос на подержанные отечественные машины 1990-х стал бить рекорды

Объявления о продажах в интернете сохраняют актуальность всего несколько часов

Пока потребители, привыкшие к новым или слегка подержанным автомобилям из салонов, привыкают к китайским брендам, в более «народных» слоях авторынка происходят необычные вещи. Так, среди самых «быстрораскупаемых» автомобилей отечественных марок — микролитражка «Ока», которая выпускалась с 1989 до 2007 года, и единственный вазовский минивэн «Надежда» (1998 — 2006). Откуда взялась такая популярность этих и подобных машин, кто и зачем их покупает и в какой функции эксплуатирует — выяснял «МК».

«Ока» в автосалонах когда-то была самым дешевым из новых автомобилей вообще — так же, как узбекский «Матиз» того же размерного класса, но с пятью дверями, был самой дешевой иномаркой. Но сейчас микролитражка, выпускавшаяся сначала на ВАЗе, а потом в Серпухове и Набережных Челнах, оценивается рынком дороже, чем «Жигули»-седан классической компоновки в сходном состоянии — цены уверенно перевалили за 100 тысяч рублей.

И все равно купить «Оку» в хорошем техническом состоянии и с корректными документами, позволяющими без проблем поставить микролитражку на учет — трудно. Объявления, размещенные на «большой тройке» порталов объявлений, сохраняют актуальность буквально считаные часы, рассказал специалист по подбору и обслуживанию б/у автомобилей Алексей Островский.

– Недавно у меня был запрос на хорошую «Оку» – друзья искали недорогую компактную машину для родителей, живущих в маленьком городе, – рассказывает собеседник «МК». – Найти удалось очень не сразу: через полчаса после размещения объявления звоню — ой, уже обещал покупателям, получил задаток. В какой-то момент все-таки поймал, но за 150 тысяч рублей, причем в не совсем идеальном состоянии — это тогда было ненамного, но все-таки выше рынка. Сейчас это уже вполне средняя цена, бывает и дороже.

По словам Валентина Грушко, пенсионера из Ярославской области, недавно купившего «Оку», его привлекла не столько цена автомобиля — за эти же деньги можно было купить и автомобиль побольше (впрочем, тоже старый) — но прежде всего его экономичность и легкость.

«Пять-шесть литров на сто километров это отличный расход и по сегодняшним меркам, зато он достигается без всяких технических ухищрений, поэтому практически все запчасти очень дешевы, – рассказал Грушко. – Кроме того, 12-дюймовые колеса легко менять. До этого у меня была «Нива», и я отдал ее сыну — очень тяжело стало ворочать тяжелые колеса, а я должен иметь возможность поставить запаску в полевых условиях».

Еще один аргумент в пользу микролитражки отечественного производства, которую не делают уже более 15 лет — отсутствие транспортного налога на двигатели мощностью до 70 л/с. Это делает «Оку» еще дешевле в содержании.

– Сейчас получается идеальная машина для пенсионеров-дачников, можно возить несколько мешков картошки при сложенных задних сиденьях, – рассуждает Островский. – Такая самобеглая коляска, правда, ездить на ней по оживленной трассе довольно страшно, но многих покупателей это не пугает.

Еще более дефицитным «товаром» оказался минивэн ВАЗ-2120 «Надежда», построенный в 90-х годах на базе агрегатов «Нивы», добавил эксперт. Это единственный серийный российский автомобиль такого формата, причем выпускался он в мизерных количествах (около 6000 штук за все годы выпуска). Но сейчас его стремятся купить не только коллекционеры, но и семьи, которые хотят иметь минивэн на легкодоступной и ремонтопригодной в России платформе.

– Вообще говоря, я бы не рекомендовал покупать «Надежду» для жизни, – рассуждает Островский. – Во-первых, хороший экземпляр по цене может выйти дороже, чем более совершенный японский минивэн (по качеству их даже смешно сравнивать, увы). А во-вторых, как только дело дойдет до запчастей, у владельца «Нади» польются слезы: их придется добывать или изготавливать как для коллекционных раритетов.

Тем не менее в некоторых случаях «Надежду» предпочитают другим вариантам. Так, Олег, владелец автосалона б/у машин в Ивановской области, подтвердил, что если минивэн появляется в продаже, его покупают в течение первого же дня. «Есть люди, у которых есть, например, корпоративный парк «Нив» – например, инкассаторских или это какой-нибудь агрохолдинг, – отметил собеседник «МК». – Для них «Надежда» это логичная покупка: там приличный трансформируемый салон, а агрегаты те же самые, значит, и обслуживание аналогичное».

Среди других автомобилей отечественного производства, которые разбирают сразу после экспозиции, по словам владельца салона, – «Москвичи-Святогоры» с двигателями Renault (они до сих пор имеют поклонников как автомобили для скоростного вождения) и «Волги» 3110 — 31105 в хорошем техническом состоянии. Правда, такое состояние встречается нечасто: все перечисленные модели, как «дети девяностых», весьма подвержены коррозии и обычно требуют кузовного ремонта. А среди крупносерийных отечественных авто постсоветской эпохи — безусловно, вне конкуренции «Нивы» и все поколения «уазиков», но сейчас рынок и применение этих машин — как говорится, совсем другая история.

Источник: www.mk.ru