В России предложили ввести потолок цен на топливо: заморозить рынок или спасти кошельки водителей

Национальный автосоюз хочет рассчитывать стоимость топлива по формуле «прошлый год плюс инфляция»

В России обсуждают идею ограничения цен на топливо: в выигрыше могут оказаться водители, в проигрыше — независимые заправки. Россия хочет ограничить рост цен на бензин: сколько будет стоить литр и кто заплатит за стабилизацию. На АЗС могут ввести потолок цен: поможет ли новая формула остановить рост цен на топливо или наоборот.

Фото: ru.freepik

тестовый баннер под заглавное изображение

Национальный автомобильный союз (НАС) предложил установить в России потолок цен на топливо. Инициатива, по словам представителей союза, продиктована стремлением остановить хаотичный рост цен, который напрямую бьет по миллионам водителей и по всей логистической системе страны. В некоторых регионах литр 92-го бензина уже стоит больше 70 рублей — на 5–8 рублей выше сетевых прайсов. НАС предлагает ввести формулу «цена прошлого года плюс накопленная инфляция». В ФАС инициативу уже получили и пообещали рассмотреть. Однако представители топливного бизнеса предупреждают: искусственное ограничение может стать ударом для независимых АЗС, которые и без того теряют по несколько рублей на каждом литре.

В России разгорается дискуссия о введении потолка цен на топливо. Национальный автомобильный союз направил в Федеральную антимонопольную службу предложение ограничить стоимость бензина на автозаправках, установив специальный индекс — «цена литра на тот же день прошлого года плюс накопленная инфляция». Такая формула, по замыслу инициаторов, должна сделать рынок более прозрачным и защитить водителей от необоснованных скачков стоимости.

Идея появилась на фоне заметного роста цен на топливо: с лета стоимость бензина в стране увеличивалась быстрее инфляции, а к осени в ряде регионов начали фиксировать перебои с поставками и локальные дефициты. В некоторых субъектах независимые заправки подняли цены примерно на 10%, что составило прибавку в 5–8 рублей к прайсу крупных сетевых компаний. Для многих водителей это стало ощутимым ударом по бюджету.

«Огромная армия автомобилистов на самом деле от этого страдает, — говорит вице-президент НАС Ян Хайцеэр. — В стране, которая производит топливо и располагает всеми ресурсами для его производства, растет стоимость бензина, причем достаточно активно. Когда она растет в рамках инфляции — это одно, но когда скачет хаотично и серьезно, это отражается на всем: 80% всех грузоперевозок в стране зависят от автотранспорта. Поэтому мы просим ФАС обратить на это внимание и контролировать стоимость топлива, потому что это лакмусовая бумажка для всей экономики».

По словам Хайцээра, особенно остро проблема проявляется в малонаселенных регионах, где выбор между АЗС невелик, а доходы людей ограничены. Именно там цены на бензин часто «вырвались вперед», и потребители оказываются в заложниках ситуации.

В ФАС подтвердили получение письма от НАС и сообщили, что рассмотрят предложение в установленном порядке. Параллельно служба уже проводит проверки и требует объяснений от владельцев АЗС, повысивших цены выше инфляции.

Однако идея «потолка» вызвала неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. В Независимом топливном союзе считают, что рынок и без того жестко регулируется, а введение дополнительных ограничений может только усилить давление на бизнес. «Розничный сегмент уже де-факто регулируется, а сочетание административного контроля и рыночных котировок рождает ценовые тиски», — пояснил президент НТС Павел Баженов.

Эксперты предупреждают: независимые заправки, которые не имеют поддержки крупных нефтяных компаний, могут не выдержать. Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отметил, что многие из них уже работают в убыток — теряют около четырех рублей на каждом литре. При дальнейшем ограничении роста цен без компенсационных механизмов часть таких АЗС может просто закрыться, что приведет к еще большей концентрации рынка в руках крупных игроков.

В то же время часть экспертов считает инициативу своевременной. Владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов видит в потолке цен «адекватный ответ на рыночную турбулентность». «К концу сентября работу прекратили почти 360 автозаправок, а 38% мощностей НПЗ временно недоступны. В таких условиях меры стабилизации оправданы, — говорит он. — Предложенный механизм «цена 2024 года плюс инфляция» — это не жесткое администрирование, а рыночный подход, который позволит покрывать реальные издержки и при этом не давить на потребителя».

По мнению Иванова, важно рассматривать инициативу как временную антикризисную меру. Государство уже задействовало комплекс инструментов поддержки рынка: запрет экспорта топлива, обнуление импортных пошлин, временное ограничение биржевых торгов. «К концу года, когда заработают остановленные НПЗ и восстановится баланс предложения, ситуация стабилизируется. Более того, текущая инфляция уже снизилась до 8% и прогнозируется на уровне 6–7% к концу года, что создает условия для восстановления маржинальности бизнеса», — добавил эксперт.

Министр экономического развития Максим Решетников ранее подчеркнул, что влияние роста цен на бензин на инфляцию зависит от того, насколько быстро удастся восстановить логистические цепочки. По словам министра, ситуация находится под контролем Минэнерго, а правительство и компании «принимают меры для сдерживания цен и обеспечения внутреннего рынка топливом».

Пока же водители продолжают платить все больше. Для одних новый «потолок» — шанс на передышку, для других — сигнал о начале новой эпохи ручного управления ценами. В любом случае, судьба этой инициативы покажет, где проходит грань между экономической стабильностью и рыночной свободой.

Больше новостей из мира автомобилей на Автовзгляд.ру

 

Источник: www.mk.ru