Утильсбор, растаможка и параллельный импорт после 1 апреля 2024 года: что изменилось? На сколько подорожают автомобили?

C 1 апреля 2024 года в России изменился порядок расчета утилизационного сбора для автомобилей, которые ввозятся и растамаживаются через страны союза ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Армения).

Простыми словами: вся выгода, которую можно было получить растамаживая автомобиль через страны ЕАЭС, теперь будет учтена в составе утильсбора. Поэтому с 1 апреля 2024 года больше не имеет никакого экономического смысла привозить автомобиль через Кыргызстан, Казахстан, Беларусь или Армению.

Причем мера касается как физически лиц, так и компаний (юридических лиц).

Разумеется, с 1 апреля 2024 года стоит ожидать повышения цен на автомобили, особенно, которые были привезены по схеме параллельного импорта. Меньше всего повышение цен коснется автомобилей у официальных дилеров.

Что касается электромобилей и последовательных гибридов (например, Lixiang Li Auto или Voyah), то с ними все еще строже. С 1 апреля 2024 года автомобили с электрическими моторами можно будет привозить только напрямую в Россию. Т.е в отличии от машин с ДВС, для электрокаров растаможка (именно) в России стала обязательной.

Последовательный гибрид Li Auto L9

Таким образом ожидается подорожание таких электромобилей как Zeekr, ведь они не представлены официально в России, все проданные “Зикры” были привезены альтернативными путями. К слову, это не помешало электромобилям Zeekr стать самыми популярными на российском рынке, причем с большим отрывом от моделей, которые продаются официально.

Сколько можно было сэкономить растамаживая автомобиль в странах ЕАЭС?

В каждом случае по-разному. Зависит от конкретной страны, автомобиля и других параметров. Например, если купить в Китае популярный кроссовер Geely Monjaro и растаможить его в Кыргазстане, а потом привезти в Россию, то вся покупка (ориентировочно) обойдется в 3 500 000 рублей. А если оплачивать все таможенные платежи в России напрямую, то конечная стоимость выходит в районе 4 500 000 рублей. Т.е выгода почти миллион рублей!

К слову, у официальных дилеров такой же кроссовер стоит от 4 695 000 рублей (без учета скидок и спец предложений). Получается, что после 1 апреля 2024 года теряется смысл покупки такого автомобиля у “серых” продавцов, ведь разница в цене получается совсем незначительная, а в некоторых случаях и вовсе ее нет.

Почему была такая большая выгода если растамаживать автомобиль через страны ЕАЭС?

Все дело в размерах таможенных платежей, в каждой стране они разные. Например, если в России НДС 20%, то в Кыргызстане 12%. Также в некоторых странах есть множество льгот, например, в Беларуси инвалидам и многодетным семьям скидка на растаможку автомобиля составляет 50%.

Но помимо, итак более низких платежей, многие еще занижали реальную стоимость автомобиля, чтобы еще больше сэкономить на растаможке. Именно поэтому Минпромторг опубликовал перечень автомобилей со средней стоимостью, чтобы ФТС мог ориентироваться при расчетах.

Так что будет с параллельным импортом в России после 1 апреля 2024 года?

Параллельный импорт после 1 апреля 2024 года останется, но в то же время, значительно сократится. Многие автомобили попросту не выгодно привозить. Но для тех, кто покупал и привозил напрямую через Россию ничего не изменится, просто теперь стало не выгодным растамаживать авто через страны ЕАЭС, а сам параллельный импорт как работал, так и будет дальше работать, только теперь стало дороже.

Как именно теперь будет рассчитываться утильсбор после 1 апреля?

По специальной формуле утвержденной правительством РФ:

УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка

Где:

УСед – сумма утилизационного сбора, рассчитанная в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.

Ктп – сумма, равная разнице между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей, формируемом Минпромторгом РФ.

Кндс – сумма, равная разнице между налогом на добавленную стоимость, рассчитанным исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей Минпромторга. Отрицательное значение Кндс признается равным нулю;

Ка – сумма, равная разнице между суммой акциза, рассчитанного исходя из мощности двигателя, указанной в ОТТС, и уплаченной суммой акциза, указанной в декларации на товар, рассчитанной в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату подачи расчета утилизационного сбора. Отрицательное значение Ка признается равным нулю.

Описание формулы было сокращено, полный текст здесь

Если не вдаваться в подробные расчеты, то все недоплаченные платежи при растаможки в странах ЕАЭС будут учтены в составе утилизационного сбора.

Источник: gt-news.ru