Теперь официально: Минпромторг переносит введение новых правил расчета утильсбора на 1 декабря 2025 года, ранее планировалось, что изменения начнут действовать с 1 ноября.
Напомним, ранее Минпромторг РФ подготовил новую методику расчета утилизационного сбора, согласно которой базовая ставка будет определяться исходя из типа и объёма двигателя, а его мощность станет фактором для расчёта коэффициента по прогрессивной шкале.
Простыми словами: с 1 декабря 2025 года состоится очередное повышение утильсбора практически на все автомобили.
Важно, что в этот раз нововведения затронут и физических лиц, импортирующих легковой автомобиль мощностью выше 160 л.с для личного пользования. Помимо прочего, изменения также направлены для последовательных гибридов и электромобилей.
Редакция GT-NEWS.RU внимательно изучила проект изменений новых правил расчета утильсбора, предварительно вступающего в силу 1 декабря 2025 года. Нашим читателям мы постарались рассказать о всех нововведениях простым человеческим языком, особенно которые коснутся физических лиц. Также на этой странице мы опубликовали таблицы с новыми коэффициентами и примеры расчетов на реальных автомобилях.
Льготный утильсбор будет отменен для физических лиц импортирующих автомобиль мощностью выше 160 л.с








Больше всего в обществе вызвали резонанс новводения касаемые физических лиц, а именно отмену льготного утильсбора на легковые машины мощностью выше 160 л.с. Ведь прежнее повышения «утиля» в основном касались юридических лиц, которые поставляют авто для перепродажи, а в этот раз ограничения касаются именно простых граждан, которые привозят легковые машины для личного пользования.
Если ранее для физических лиц действовал так называемый «льготный утиль», то есть символические 3,4 или 5,2 тыс рублей (в зависимости от возраста автомобиля), то после 1 декабря на автомобили мощностью выше 160 л.c нужно будет уплачивать по «коммерческой ставки», то есть в сотни раз больше (в буквальном смысле).
К примеру, раньше при ввозе Geely Monjaro с двигателем 2.0 мощностью 238 л.с. можно было воспользоваться льготным утилизационным сбором — всего около 3,4 тысячи рублей для нового автомобиля возрастом до трёх лет. Однако с 1 декабря 2025 года физическому лицу придётся заплатить уже 842 000 рублей! И эта сумма будет ежегодно расти.
Важно, что льготный утильсбор по-прежнему будет действовать на автомобили мощностью ниже 160 л.с.
Читайте также:
 Monjaro подвергся рестайлингу. Ждем в России. Первые «живые» фото
   

Интересно, что Минпромторг заверяет, что доля таких автомобилей (мощностью ниже 160 л.с) в российском автопорке составляет 80%, хотя двумя месяцами ранее пресс-служба Минпромторга писала, что их доля 88%. Можете сами сравнить: вот тут и тут.
Как нововведения коснутся последовательных гибридов и электромобилей
При импорте последовательных гибридов и электромобилей правила еще жестче, чем для классических топливных моделей, ведь для них льготная ставка ограничена на отметке 80 л.с так называемой 30-минутной мощности.
Пример: ранее за кроссовер Lixiang Li Auto L9 утилизационный сбор взимался по льготной ставке — всего около 3,4 тысячи рублей. Теперь же сумма составит 1 828 000 рублей!
























Вот список популярных последовательных гибридов и электромобилей с расчетом утильсбора по новым правилам:
- Lixiang Li Auto L9 — 1 828 000 руб
- Lixiang Li Auto L8 — 1 828 000 руб
- Lixiang Li Auto L7 — 1 828 000 руб
- Lixiang Li Auto L6 — 1 540 000 руб
- Voyah Free — 1 828 000 руб
- Zeekr 007 (электромобиль) — 2 166 000 руб
- Xiaomi SU7 (электромобиль) — 1 828 000 руб
- Aito M9 (электромобиль) — 1 300 000 руб.
Содержание:
Зачем нужно было менять методику расчёта утилизационного сбора и «привязывать» её к мощности?
В Минпромторге РФ отмечают, что действующая методика расчёта утилизационного сбора утратила актуальность, поскольку современные двигатели нередко имеют небольшой объём при высокой мощности, а растущая популярность гибридных и электрических автомобилей требует пересмотра подхода.
Вот прямая цитата:
«На данный момент в отношении легковых автомобилей установлены коэффициенты расчёта суммы утилизационного сбора в зависимости от объёма двигателя и года выпуска. При этом всё большим спросом пользуются высокомощные транспортные средства с небольшими объёмами двигателя, в том числе электромобили и последовательные гибриды. В связи с этим расчёт утильсбора на основании одного показателя – объёма двигателя – теряет актуальность.»
Что будет с авторынком после 1 декабря 2025 года? На сколько вырастут цены?

Сразу после появления новостей о повышении утильсбора на российском рынке начался ажиотаж, в ожидании повышения цен люди стали массово скупать машины у дилеров.
Очевидно, после 1 декабря 2025 года цены на большинство новых иномарок начнут расти (особенно которые не производятся в России). Причем автомобили с пробегом тоже начнут дорожать, особенно мощность которых выше 160 л.с.
Тут проблема еще вот в чем, многие компании, занимающиеся импортом автомобилей не хотят привозить маломощные и бюджетные автомобили, ведь с них намного меньше прибыли, а затраты, по сути, такие же. Это тоже может повлиять на рост цена на б/у рынке.
Читайте также:
 Все новинки китайских авто для России на 2026 год
   

Словом, постоянное повышение утильсбора закрывает российский рынок от большинства иностранных производителей, количество которых итак не высокое после 2022 года. В свою очередь, закрытие рынка грозит отсутствием конкуренции, а значит у отечественных производителей не будет никакой мотивации улучшать продукцию, что приведет к постепенной деградации.
Показателен пример с американской компанией Tesla на китайском рынке: ранее правительство Китая предоставило американскому производителю свободный доступ на крайне привлекательный китайский рынок. Сначала это решение выглядело как шаг в пользу потребителей, но на деле имелось более стратегическое объяснение: местные производители электромобилей получили возможность учиться у сильного конкурента. Tesla стала для них одновременно эталоном и целью, к которой нужно было стремиться, как маяк, показывающий, куда двигаться. Можно сказать, это было похоже на выпуск акулы в аквариум с маленькими рыбками. Тем не менее сильнейшие и наиболее адаптивные компании смогли выжить, а уже спустя несколько лет Китай превратился в одного из ведущих мировых производителей электромобилей.

















Фотогалерея Tesla Model 3
Друзья, в 2026 году будет возрожден советско-российский бренд Волга, под которым предложат перелицованные китайские модели Geely. Предварительно, это будут два седана и один кроссовер, максимально подробно о новой марки Volga мы писали в нашем телеграм-канале (вот тут), будем благодарны за вашу подписку, ведь все новости в первую очередь выходят именно там.
Подписывайтесь на наш телеграм:
 Первой моделью возрожденного бренда Волга окажется обновленный Geely Atlas: первые фото и видео
   

Таблицы с новыми коэффициентами
Важно, что в таблицах мощность указана в кВт, то есть для удобства расчетов нужно переводить в л.с.
Таблица с новыми коэффициентами для электромобилей и последовательных гибридов

Таблица с коэффициентами для автомобилей с ДВС







Что такое утилизационный сбор и зачем он изначально был введён (простыми словами)
Утилизационный сбор — это обязательный платеж, который в России начали взимать с 2012 года при выпуске или ввозе автомобилей. Его изначальная цель была вполне логичной: обеспечить переработку старых машин и защитить отечественных производителей от наплыва дешёвого импорта.
Если объяснять просто, идея была в том, что каждая машина когда-нибудь превратится в отход, и кто-то должен оплатить её безопасную утилизацию. Поэтому в стоимость автомобиля добавили специальный сбор. Сначала суммы были небольшими и касались в основном импортных машин, но со временем ставки выросли, а сам механизм стал сложнее.
Критики отмечают, что на практике утилизационный сбор превратился не столько в инструмент экологии, сколько в способ пополнения бюджета и регулирования рынка в интересах отдельных производителей. Он увеличивает цену новых автомобилей для потребителей и создает дополнительные барьеры для импорта, не всегда оправданные с точки зрения реальной переработки машин. Сегодня сбор играет скорее роль финансового рычага, чем экологической меры.
Источник: gt-news.ru

 
												



