Чтобы с должной тщательностью сделать сравнение, какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный, необходимо в начале обратиться к конструкционным особенностям данных разновидностей батарей для автомобилей. Так как большинство владельцев машин редко задумываются и представляют себе, что это такое.
Многие думают на таком уровне: гелевый – это такой же аккумулятор, только необслуживаемый, что не является полной истиной. Иные говорят о том, что АКБ GEL от АКБ обычной и вовсе не отличается, хотя это два конструкционно различных продукта. Давайте с вами разберемся повнимательнее.
Какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный? Собственно, данный вопрос поставлен не совсем корректно. Ведь и АКБ GEL и АКБ жидкостные в основе своей содержат электролит-кислоту. А значит, оба теоретически являются кислотными. А вот в конструкции элементов питания и их обслуживании имеются отличия. О них и расскажем.
Различия в устройстве
В классике жанра – жидкостном свинцово-кислотном аккумуляторе – ток движется по электролиту. Он представляет собой водный раствор серной кислоты. Пластины же внутри разделены сепараторами (в данном качестве обычно выступает микропористый пластик). В гелевой АКБ электролит загущен специальным силиконовым гелем до желеобразной массы.
Так, если вскрыть новый аккумулятор подобного рода, то можно воочию лицезреть белесую желеобразную консистенцию. Гель немножко подсушивается на заводе-изготовителе, а в процессе эксплуатации батареи может еще больше загустевать. Масса пронизана микротрещинами, что не дают возможности парам электролита улетучиться.
В конструкции используется явление рекомбинации: водород и кислород удерживаются внутри геля, где снова вступают в реакцию и образуют воду, которая снова впитывается гелем (и так по кругу, многократно, не выходя за рамки устройства).
Стоит отметить, что некоторая часть газов все же не рекомбинируется, и тогда их избыток сбрасывается через специально предусмотренные клапана, выполняющие предохранительную функцию. Функции сепаратора также выполняет не обычный материал, а дюропластик, который из-за применения присадок алюминия менее подвержен воздействиям агрессивных сред и обладает к тому же большой устойчивостью к температурным перепадам. Дюропластик повышает ударопрочность и вибростойкость батареи.
Кстати, нелишним будет отметить, что данный материал является ноу-хау, и выпускается только на 2-х фирмах. И для всех производимых в мире батарей такой сепаратор закупается только у них.
Ресурс и эксплуатация АКБ GEL
Применение в гелевых свинца самой высокой очистки делает ресурс и эксплуатационные сроки элементов более продолжительными. Сам гель более герметично обволакивает пластинки, не давая образоваться сульфату свинца. В результате всего вышеперечисленного АКБ GEL может: выдерживать количество циклов разрядки/зарядки несомненно большее, чем обычная, долгое время находиться разряженной, иметь невысокий заряд, дозволяет свою эксплуатацию в любом положении (а не только строго в вертикальном). Их можно при желании эксплуатировать и в жилом помещении.
Еще с 80-х гелевые батареи активно применялись на станциях сотовой связи, в секторах промышленного бесперебойного питания. А на некоторых автоконцернах – уже в течение 35 лет, так что это – не такое уж и ноу-хау!
Аргументы в пользу гелевых АКБ
- Батарея обладает постоянной плотностью электролита (а не как в жидкостных, где через каждые 15-20 тысяч км эксплуатации рекомендовано проверять плотность внутри и доливать дистиллированную воду);
- У АКБ GEL более долгая продолжительность эксплуатации (до 7-8 лет). Жидкостные же, да и то при проведении соответствующих профилактик, едва ли доживают и до 3-х;
- Возможно длительное хранение подобной батареи без всякой зарядки (до 2-х лет). И самое важное, что потом, выполнив определенные условия зарядки ее можно полностью восстановить. Если подобную экзекуцию провести с жидкостным элементом питания, то вряд ли он будет после этого пригоден к эксплуатации, скорее всего, вам придется его просто выкинуть;
- Работа аккумулятора с гелем возможна при практически любом наклоне устройства. Корпус его изолирован герметично, а при нарушении целостности конструкции электролитная масса не вытечет наружу, как в случае, к примеру, с обыкновенным кислотным аккумулятором. Эксплуатация последнего, кстати, происходит только в вертикальном положении по той же причине;
- Гелевый элемент питания выдерживает гораздо большее количество циклов полной разрядки/зарядки, в отличие от его жидкостного собрата. Правда, подзаряжать его рекомендуется особым образом, используя низкие токи. Но зато после многократной зарядки он чувствует себя, практически, как свежий. Чего не скажешь в таких случаях об обыкновенных кислотных.
Подводя итог в вопросе, какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный, вроде бы можно констатировать, что АКБ GEL побеждают по многим параметрам. Однако, есть несколько проблем, мешающих их широкому внедрению в массы. Они довольно плохо относятся к морозам, так что, к примеру, при -25°C их использовать не рекомендуется. Что же, иметь для подстраховки второй (жидкостный) аккумулятор на зимнее время? К тому же, их цена довольно высока, что также является останавливающим фактором для потенциального покупателя.
Источник: infocars24.ru