До недавнего времени тольяттинская компания «Супер-Авто», являющаяся дочерним предприятием АвтоВАЗа, производила 1,8-литровые силовые агрегаты 21128 путём расточки цилиндров мотора 21126. Наряду с компаниями «Бронто» и «ВИС Авто», фирма «Супер-Авто» выпускает спецтранспорт, а также тюнингованные версии серийных «Лад». В сентябре 2014 года появилась информация об автомобилях «Приора», оснащаемых новым бензиновым мотором, характеристики которого не оставляют шансов большинству иномарок. Оказалось, речь идёт о модернизации силовых агрегатов 21126, проводимой всё той же компанией «Супер-Авто». Но теперь модернизация осуществляется установкой другой шатунно-поршневой группы, а блок цилиндров используется стандартный (диаметр цилиндров не изменяется).
Содержание:
Особенности конструкции силового агрегата ВАЗ-21128
Новый 28-й мотор имеет рабочий объём 1,8 л, построен на базе 16-клапанного двигателя 21126 и выпускается малыми партиями на заводе «Супер-Авто». Большее значение объёма, чем характерно для базовой конструкции, получено только за счёт использования ШПГ с увеличенной длиной хода. Поршни для этой ШПГ изготовляет концерн Federal-Mogul, а наборы коленчатых валов и шатунов закупают в Италии. Перейдём к рассмотрению динамических характеристик.
График крутящего момента и мощности, к сожалению, мы привести не можем. Но сведения, имеющие отношение к двигателю ВАЗ-21128, находятся в свободном доступе:
- Максимальное значение мощности – 123 л.с. (для мотора 21126 параметр равен 98 л.с.);
- Наибольший крутящий момент – 165 Н*м (у «обычной Приоры» – 145 Н*м);
- Крутящий момент, равный 145 Н*м, достигается на небольших оборотах, не превышающих 2500 об/мин;
- Для диапазона 3500-4000 об/мин характерно значение крутящего момента, близкое к максимальному (165-166 Н*м);
- Гарантийный период составляет 3 года либо 100 000 км пробега.
Вот такой двигатель нам приготовил АвтоВАЗ, точнее, его дочернее предприятие «Супер-Авто». Заметим, что силовой агрегат ВАЗ-21128 соответствует нормам «Евро-4» (тут автозавод сюрпризов не преподнёс). Заправлять автомобили, оснащённые современными двигателями «2112X», рекомендуется только бензином АИ-95. Впрочем, владельцы часто идут на компромисс, по вполне определённым причинам используя 92-й бензин. К чему это может приводить, мы рассматривали ранее.
Известные недостатки и критика изменения длины хода поршня
Казалось бы, чего проще – достаточно взять другую ШПГ, более длинноходную, и вот перед нами уже двигатель с увеличенным рабочим объёмом. Даже удивительно, почему так не сделали раньше (несколько лет назад, когда мотор 21126 только появился). Специалисты говорят, что в действительности всё обстоит несколько сложнее, чем думают неискушённые владельцы. Аргументы, которые приводятся дальше, имеют отношение и к двигателю 21128, и к ДВС вообще.
Общее правило звучит так: двигатель с более длинным ходом поршня развивает более высокий крутящий момент на низких оборотах. Если сравнить моторы с равным рабочим объёмом и разной величиной хода поршня, более «тяговитым» будет именно двигатель с длинноходной ШПГ. Что и демонстрируют результаты испытаний обновлённого двигателя ВАЗ-21128 (145 Н*м можно снять с вала уже при 2300-2400 оборотах в минуту). Недостатки, сопутствующие увеличению хода поршня, обусловлены одним фактором – колено большей длины обладает высоким моментом инерции. Вдобавок, увеличив угол работы шатуна, не нужно ждать понижения нагрузки на стенки цилиндров. Всё это, как можно понять, росту долговечности ДВС отнюдь не способствует.
Чему равен ресурс двигателя 21128 в действительности – вот самый интересный и актуальный на сегодняшний день вопрос. Как заверяют представители компании-изготовителя, долговечность рассматриваемого ДВС остаётся на одном уровне с мотором ВАЗ-21126. В итоге, можно утверждать, что вазовские силовые агрегаты не требуют капремонта в течение следующего срока:
- 21116 (8 клапанов) – 200 000 км пробега;
- 21126 – 160 000 км;
- 21128 – меньше 160 000 км, но не намного (не на порядок).
Есть ли смысл покупать «Приору» в топовом варианте исполнения?
Некоторые изготовители авто сегодня открыто заявляют о том, что показатели ресурса их продукции не превышают 100 000 км пробега. А по современным меркам, наверное, даже такое значение можно считать приемлемым. Существует возможность выпускать очень долговечные двигатели внутреннего сгорания, вот только автомобили, оснащённые ими, сейчас не найдут достаточного спроса у покупателей. АвтоВАЗ же в известном смысле продолжает вести себя честно. Появилась возможность закупать детали ШПГ, изготовленные по современной технологии, и только затем на рынок вывели обновлённый мотор 21128. Возможно, похожие проекты существовали и раньше, но о серийном производстве тогда речь идти не могла («кидать» потребителей ВАЗ не стал бы). Делайте выбор.
Источник: infocars24.ru