Элементов, напрямую влияющих на безопасность водителя и пешехода, в машине немало, однако звуковой сигнал автомобиля стоит особняком. Изначально эта деталь имела исключительно функциональное значение, и всё разнообразие сводилось к разнице в громкости клаксонов. Современный рынок предлагает автомобилистам не просто замену стандартного сигнала на модель повышенной громкости, но и выбор звуков, способных выделить машину на дороге.
Новый автомобильный клаксон
Необходимость замены сигнала может возникнуть в связи с большим сроком эксплуатации. Тихие сигналы изначально стоят на некоторых современных моделях, и автолюбители устанавливают на них продукцию отечественного автопрома, например, клаксоны от Волги. Столь радикальная мера требуется не всегда. Иногда достаточно просто перебрать устройство.
Содержание:
Разновидности сигналов для авто
Пневматические сигналы
Принцип действия скопирован с первых клаксонов, устанавливаемых ещё на конные повозки. Воздух, подаваемый из компрессора, проходит через трубу и заставляет её вибрировать. Цена на них одинаково высока, но конструкция пневматических сигналов может разниться. В первую очередь это касается формы трубы.
Мощность пневматических «горнов» доходит до 125 дБ, а частотный диапазон покрывает сразу несколько необходимых сигналу зон. Для этой цели комбинируется несколько «рожков» (обычно до 4 штук). Нижний сигнал звучит на частоте 320–415 Гц, а звук верхнего добирается до отметки 810 Гц. Для раскрутки такого оркестра компрессору потребуется как минимум 6 атмосфер давления, но иногда эта цифра превышает даже 10 атмосфер. Взамен вы можете получить не просто звук, а целые мелодии. Для этого конструкцию придётся снабдить ещё и программируемым реле, а компрессор потребует выделения солидного пространства под капотом.
Электромагнитные сигналы
Главный элемент устройства — электромагнит, соединённый с мембраной. Обмотка сердечника соединена с источником тока через прерыватель, а с массой — через кнопку сигнала. При нажатии кнопки стержень сердечника начинает совершать колебательные движения и заставляет вибрировать мембрану. Такие клаксоны классифицируются по устройству звукового излучателя.
Электромагнитный звуковой сигнал
- Дисковые сигналы. Выпускаются в виде разборных и неразборных конструкций. Последние занимают на 2–3 см меньше места. В зависимости от типа исполнения (открытые и закрытые) могут устанавливаться на виду или под капотом. Стандартные сигналы имеют именно такой излучатель, поэтому установка «блинов» не сложна. При желании можно скомбинировать высокочастотный сигнал для автомобиля (420-440 Гц) с обычным однотонным (335-350 Гц), однако устройство может являться двухтональным изначально.
- «Улитки». Установка заметно сложнее из-за изогнутой формы раструба (при этом открытый конец должен смотреть вперёд) и большего размера. Мощность сигнала достигает 118 дБ, частота — 510 Гц. Такие мини-патефоны оказывают неплохое давление на барабанные перепонки. Помимо этого, двухтоновая «улитка» может быть снабжена реле, подающим напряжение на обе обмотки попеременно, что приводит к проигрыванию определённой мелодии.
- Рожки. Излучатели, представляющие собой распрямлённую «улитку», то есть нечто похожее на горн. Разместить их под капотом легче, но на цену это не влияет, а звук заметно хуже.
Установка нового клаксона
В ГОСТе характеристики сигнала не зафиксированы, а нарушением может считаться только отсутствие сигнала на автомобиле вообще. Нормируются только высокочастотные гудки: основная частота должна быть неизменной. Вместе с тем, неправильно подобранный звук может стать источником дискомфорта для пешеходов и самого водителя. По негласному убеждению, сигналы, имитирующие сирену скорой помощи или полиции, могут доставить вам неприятности.
Частота стандартного звукового сигнала автомобиля находится в пределах 320–440 Гц, и это связано только с медицинскими требованиями. Покупая многоголосые пневматические горны, позаботьтесь о том, чтобы ваша собственная машина имела достаточно хорошую звукоизоляцию. Перед покупкой стоит убедиться в том, что аккумулятор машины потянет выбранное вами устройство. Даже при комбинации нескольких сигналов, стандартный аккумулятор будет разряжаться заметно быстрее — музыкальные «горны» потребляют до 25 А.
На видео — установка нового клаксона:
Второй момент — размеры. Дисковые сигналы, защищённые собственной решёткой, могут устанавливаться и снаружи, но для «улиток» такой вариант неприемлем. Следует заранее рассчитать возможности пространства под капотом.
Автомобильные сигналы обычно имеют подробную инструкцию по установке, но общий принцип всегда одинаков. В теории вам нужно соединить устройство через реле или прерыватель с источником тока. Для того чтобы электронам было куда двигаться, необходима «масса». Кнопка включения сигнала располагается между «массой» и самим устройством.
Установка клаксона в автомобиль
Другое дело — крепление. В стандартном комплекте имеется всё необходимое для фиксации устройства на плоской поверхности, однако в зависимости от устройства вашего авто, поверхность эта может оказаться от аккумулятора довольно далеко. Потребуется провод нужной длины с хорошей степенью защиты.
Ремонт неисправного клаксона
Частая неисправность — окисление контактов реле или всего устройства. Иногда контакты просто выпадают или оказываются зафиксированными ненадёжно. Осмотр стоит начать именно с креплений.
Если вы не супергерой, способный выдерживать удары током, то сначала нужно снять клеммы аккумулятора. Конденсатор, отвечающий за подушку безопасности, нужно разрядить и отсоединить. Клеммы последнего обычно расположены под рулевой колонкой.
Ремонт клаксона автомобиля
Снятие кожуха руля может потребовать помощи. Логично проделать такую операцию вместе с помощником. Три необходимых контакта обычно располагаются около ступицы, под пластиковой защитой. Необходимо зачистить их надфилем и надёжно зафиксировать на прежней позиции.
Заключение
Звуковой сигнал автомобиля является средством общения водителя и пешехода. Из этого стоит исходить при любых экспериментах с клаксоном и комбинированием разных устройств. В характеристиках каждого из них указаны и уровень шума, и расстояние, на котором создаётся звуковое давление.
Функциональное значение устройства заметно важнее, чем тюнинговые возможности. В странах Европы сигнал, например, должен соответствовать габаритам автомобиля. Поэтому, выбирая клаксон, заботьтесь в первую очередь о безопасности и избегайте нестандартных устройств.
Источник: infocars24.ru