Среди автомобилей для дорог общего пользования особняком стоят спорткары. Практичность и комфорт они зачастую приносят в жертву другим качествами, которые не тускнеют со временем
Фото: Nissan
Содержание:
Что такое спорткар
Спорткар — это высокомощный дорожный автомобиль с агрессивным дизайном кузова (как правило, двухместного или с посадочной формулой 2+2), низкой посадкой и шасси, настроенным с акцентом на управляемость даже в ущерб комфорту. При этом спорткары выпускаются относительно крупными сериями, а их ценник не такой заоблачный, как у супер- и гиперкаров.
Принципы отбора спорткаров
Сколько людей — столько и мнений, поэтому наиболее объективным арбитром при выборе самых ярких из десятков спорткаров разных эпох является время. Если и по прошествии десятилетий модель по-прежнему на слуху, значит она обеспечила себе место в пантеоне славы, несмотря на, возможно, не абсолютно лучшие показатели мощности и динамики. Тогда что же еще служит туда пропуском?
- Наличие революционных решений в области дизайна и инженерии.
- Наличие ярко выраженного характера, в том числе, достаточно ретивого.
- Наличие продолжателей.
ТОП-7 лучших спорткаров
1. Jaguar E-Type
Jaguar E-Type (Фото: DeFacto / CC BY-SA 4.0 Deed / Wikipedia Commons)
Говорят, во время премьерного показа модели 15 марта 1961 года на Женевском автосалоне Энцо Феррари назвал E-Type «самым красивым автомобилем всех времен». Но невероятная элегантность кузова и впечатляющая динамика (разгон 0-60 миль/ч менее, чем за 7 с, максималка 240 км/ч) не единственные козыри легендарного «джага». E-Type с его несущим кузовом, передовой независимой задней подвеской и дисковыми тормозами по кругу оказал существенное влияние на развитие всей автомобильной индустрии. Сегодня цена наиболее ценных экземпляров E-Type в выставочном состоянии может превышать миллион долларов. В актуальной линейке Jaguar наследниками E-Type являются купе и родстеры серии F-Type.
2. Porsche 911
Porsche 911 (Фото: Michael Barera / CC BY-SA 4.0 Deed / Wikipedia Commons)
Porsche 911 (на фото модель первого поколения) заработал репутацию автомобиля для мужчин с крепкими нервами и сильными руками из-за специфической управляемости, явившейся результатом очень спорной компоновки с двигателем практически в заднем свесе. Это, тем не менее, не мешало опытным водителям превращать модель Porsche в абсолютное оружие. 911-й впрямую не стал примером для подражания, скорее наоборот, сам двинулся в сторону мэйнстрима. В пятом поколении (серия 996) модель получила двигатели водяного охлаждения вместо шумных, неэкологичных «воздушников», а в седьмом (991) с переходом на следующую новую платформу моторы сместились в базу. Но и в нынешнем, восьмом поколении (992) спорткар из Штутгарта сохраняет преемственность оригинального дизайна кузова и является крепким орешком для конкурентов.
3. Chevrolet Corvette
Chevrolet Corvette (Фото: Chevrolet)
Chevrolet Corvette, спорткар США №1 с момента своего рождения в 1953-м на протяжении восьми поколений сохраняет экспрессивный дизайн легких кузовов из стеклопластика. До последнего времени отличительной чертой Corvette были переднемоторная компоновка, задний привод, шасси с поперечными рессорами и наличие в гамме версий с механическими коробками передач. Дебютировавшая в 2020-м модель семейства С8 (на фото) перевернула страницу, заявив среди прочего среднемоторную компоновку, а на версии E-Ray еще и гибридную силовую установку в сочетании с полным приводом. Подобное предлагают и конкуренты? Да, но лишь единицы из них могут соперничать с Vette по общему количеству выпущенных экземпляров.
4. Nissan (Skyline) GT-R
Nissan (Skyline) GT-R (Фото: Nissan)
Годзилла в автомобильном обличье не мог похвастаться рекордными тиражами, но это не стало преградой к всемирной славе. Начиная с модели третьего поколения, Skyline GT-R выжимали максимум из сочетания грозного дизайна кузова, переднемоторной компоновки и полного привода, добавляя к этому фундаменту технологические деликатесы, вроде полноуправляемого шасси с электроприводом и активного заднего дифференциала. После пятилетнего перерыва линейка возродилась с появлением в 2007-м купе серии R35 с оригинальной конструкцией привода 4х4 с двумя карданными валами. Ежегодные обновления позволяют уже возрастной модели оставаться в строю. А совсем недавно Nissan представил превью наследника легендарных GT-R, электрический Hyper Force Concept, чья силовая установка выдает невероятные 1000 кВт (порядка 1360 л.с.).
5. Mazda RX-7
Mazda RX-7 (Фото: Mazda)
Говоря о спорткарах, невозможно не вспомнить RX-7 с уникальным саундтреком роторных двигателей Ванкеля, кульминацией развития которых стали отличавшиеся взрывным характером моторы серии 13B-REW с последовательным турбонаддувом для модели завершающего, третьего поколения (на фото). Сочетание элегантного дизайна кузова, заднего привода и идеальной для спорткара развесовки 50:50 сделали эту RX-7 легендой среди поклонников драйва. Преемница, RX-8, разошедшаяся за 10 лет производства тиражом более 190 000 экземпляров, не оставила наследников, поскольку роторные двигатели не смогли вписаться в новые экологические нормативы. Однако в январе 2023 года Mazda представила версию R-EV компактного кроссовера MX-30 e-Skyactiv, в составе гибридной силовой установки которого воскрес «Ванкель». Ждем бензино-электрический RX-9, представленный пока в виде концепта.
6. BMW M3
BMW M3 (Фото: BMW)
Эти оборотни родились как омологационные версии гоночных «биммеров», участвующих в чемпионатах DTM и WTCC. Отсюда у 6. BMW M3 мощные моторы от рядных «четверок» и «шестерок» до V8 и акцентированно драйверские настройки шасси, скрывавшиеся под кузовами самых разных типов с немногочисленными, но знаковыми отличиями от гражданских версий, вроде увеличенных спойлеров, расширенных колесных арок, и конечно, трехцветного значка «заряжающего» подразделения M-Performance. В нынешнем, шестом поколении (на фото) М3 впервые доступны не только с традиционным задним, но и «интегральным» приводом, а также с кузовом типа универсал.
7. Audi RS6 quattro Avant
Audi RS6 quattro Avant (Фото: Audi)
Хотя в первом и втором поколениях RS6 выпускалась и с кузовами седан, настоящими фронтменами серии стали универсалы Avant. Подразделение Audi Sport GmbH превратила утилитарные бизнес-вагоны в настоящих волков в овечьей шкуре. Сверхмощные моторы, включая бескомпромиссный 5.0-литровый V10 модели второго поколения, в сочетании с фирменным полным приводом quattro создали настоящую гремучую смесь, взрывной эффект которой усиливали основательно перекроенные кузова. Дальше всех по пути внешнего обособления от гражданских версий продвинулись RS6 Avant нынешнего, четвертого поколения (на фото), примерившие гибридную силовую установку. При этом скорость и управляемость по-прежнему превыше всего. А поднять содержание адреналина в крови до максимума помогает будоражащий саундтрек 4.0-литрового битурбо-V8, ради наслаждения которым у топ-версии performance даже облегчена шумоизоляция.
Ники Лауда: как жил и побеждал гонщик «Формулы-1»
Топ-7 лучших автомобилей для дрифта
ТОП 5 самых быстрых машин в мире
Источник: www.autonews.ru