Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Mercedes SLK часто считают «автомобилем для девочек», однако у этой машины имеется спящий, но весьма серьезный спортивный потенциал, разбудить который при желании достаточно просто!

Владелец: Андрей, руководитель рекламного агентства, 43 года, житель Подмосковья.

Автомобиль: Mercedes-Benz SLK 55 AMG, двухместное купе-кабриолет 2005 года, второе поколение (кузов R171); куплен нынешним хозяином в 2021 году.

– В качестве хобби я занимаюсь ралли-спринтом, автослаломом – дисциплинами не сколько скоростными, сколько требующими водительского мастерства, – рассказывает Андрей. – Почти два десятка лет я эксплуатировал несколько BMW Z3 купе – с ручными КП, с самоблокирующимися дифференциалами, на спринтово-трековых подвесках AST. Некоторое время назад возникли мысли обзавестись чем-то похожим, но с мотором помощнее. И когда я в 2021 году я увидел объявление, где за те же деньги, что можно было выручить за мой кабриолет BMW с мертвым на тот момент двигателем, предлагался Mercedes-Benz SLK AMG в отличном состоянии, с 54 тысячами пробега и без зимней эксплуатации, я, не раздумывая, отправился за ним в Сочи.

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Машина эта многими воспринимается с некоторыми характерными стереотипами – «ездит только по прямой», «не умеет поворачивать» и вообще она «девочковая». Однако у меня много лет назад на соревнованиях по асфальтовому ралли-спринту была острейшая борьба на купе Z3 с SLK 55 AMG, и я знал, что, несмотря на все клише, это грозный соперник. Особенно, если он немного доработан и за рулем находится опытный гонщик. За счет мощного мотора и короткой базы SLK способен крутиться очень «по-джимханистому», не от ручника, а от потери сцепления задних колес; он очень юркий, хотя весит больше «зетки», и во многих ситуациях может быть сильно быстрее – например, если на трассе много прямых участков и разворотов, поскольку развороты и короткие динамичные разгоны даются SLK AMG лучше всего.

После небольшой доработки из SLK получилась превосходная прогулочная и спортивная машина. К примеру, на ней мы со штурманом в этом году заняли второе место на чемпионате ЦФО по дорожным ралли. Для понимания уровня мероприятия: за первые три места на официальных чемпионатах федеральных округов можно получить КМС.

Снаружи

Безусловно, не стоит недооценивать и тем более критиковать первое поколение SLK в кузове R170, но по сравнению с этим R171 оно выглядит откровенно скучновато. Во втором поколении дизайнеры SLK использовали для нового родстера визуальную связь с культовейшим Mercedes-Benz SLR McLaren, и смотрится R171 со своим «ракетным носом» с профилями крыльев в решетке радиатора просто роскошно. Причем он хорош и по сей день – страшно подумать, какая это была «бомба» два десятка лет назад!

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Традиционная для всех SLK жесткая крыша представляет собой инженерную жемчужину – немыслимое количество сервоцилиндров, питаемых гидронасосом, приводят в движение массу сложных шарниров, перемещают три алюминиевых панели, попутно поворачивая стекло, и вуаля – за 22 секунды машина из летней превращается во всесезонную.

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Внутри

Внутри R171 и сегодня выглядит достаточно современно и не смотрится откровенным олдскулом, как первое поколение SLK с его торчащим из консоли однодиновым кассетником. Тут мультимедиа уже изначально идеально вписана в дизайн торпедо, формы пластиковых массивов более сглаженные и безразрывно перетекающие из элемента в элемент, в отличие от первого поколения, собранного, как Стоунхендж, из явных отдельных кусков, в полном соответствии со стилем Mercedes 90-х.

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Система представляет собой встроенные в кресла мощные электрические ТЭНы и вентиляторы, выходные дефлекторы которых располагаются в области подголовников. Причем система интеллектуальная: она не просто дует, а меняет интенсивность воздушного потока и температуру воздуха в зависимости от температуры на улице и скорости движения. Airscarf работает действительно круто, позволяя комфортно и без риска «скрючить шею» ездить с опущенным верхом даже при температуре за бортом около +10 градусов, что очень сильно выходит за традиционно узкий кабриолетный погодный диапазон.

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Интересно, что любое кресло без этой системы (такие были в небогатых комплектациях SLK и SL) можно ею дооснастить – внутри каркаса кресел имеются места для нагревателей, вентиляторов и проводки. Да и какой-нибудь более простой кабриолет вполне можно оттюнинговать креслами c Airscarf, если удастся, к примеру, раздобыть их на разборке по сходной цене: система самодостаточна, и посидеть в потоках тепла от «воздушного шарфа» можно… вообще вне автомобиля – достаточно подключить 12 вольт!

Железо

Двигатель этого Mercedes-Benz SLK 55 AMG – M113, V-образный 8-цилиндровый атмосферник объемом 5,4 литра и мощностью 360 лошадиных сил. У этого мотора по 3 клапана на цилиндр: по два впускных и по одному выпускному. В такой конфигурации агрегат получался несколько более компактным за счет чуть меньших головок и условно чуть более экономичным – до распространения технологии отключения части цилиндров. А на освободившееся от клапана место ставили по еще одной дублирующей свече, поэтому их у мотора шестнадцать.

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Двигатель считается весьма надежным, особенно по сравнению с близкими по годам моторами типа М272. Хотя и его не обошла «фирменная» история с задирами цилиндров. Конкретно тут, как показала эндоскопия после покупки, задиров не было, только мелкие некритичные риски, не требующие вмешательства. 

Изначально живой мотор SLK AMG с умеренным пробегом, как считает Андрей, не слишком дорого содержать – даже с учетом периодической эксплуатации в гоночных режимах. Достаточно поддерживать в исправном состоянии систему охлаждения, раз в 5000 километров менять масло (в M113 его 8 литров, и он отлично переносит отечественную раллийную синтетику вязкости 5W40) и раз в 2-3 года менять прокладки крышек головок – мотор не то чтобы горячий, но находится в очень компактном подкапотном отсеке, из-за чего прокладки быстро теряют эластичность и начинают подтекать. Ну и свечи тоже нельзя запускать, хотя 16 оригинальных свечей по 2000 рублей – пожалуй, самое дорогостоящее из регулярного обслуживания. К слову, несмотря на тесноту под капотом, меняются свечи без каких-то экстремальных работ вроде демонтажа мотора или откручивания крупных узлов. 

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Двигатель агрегатирован с ультрапродвинутой для своих лет семиступенчатой АКП 7G-tronic с возможностью ручного переключения подрулевыми лепестками. В помощь к штатной трансмиссии Андрей сразу после покупки автомобиля приобрел новый (!) оригинальный самоблокирующийся дисковый дифференциал редуктора заднего моста от C-класса 63 AMG в 205-м кузове – оригинальный Drexler, сделанный для AMG. Купить его удалось с рук за совершенно смешные для нового самоблока деньги, 50 тысяч рублей – видимо, всплыл из каких-то дилерских складских неликвидов. Это была редкая удача – сейчас меньше чем за 100 тысяч не купить даже бэушный, а в сборе с редуктором (тоже бэушным), из Японии и с пробегом в 50-60 тысяч самоблок и вовсе встанет в сумму под 200 тысяч рублей. Дифференциал был установлен «болт-он», без каких-либо переделок, поскольку он же ставится на этот автомобиль в версии «Black Series». Установка прошла просто и быстро, поскольку не потребовалась самая сложная процедура, часто неотъемлемая при любом вмешательстве в гипоидную главную пару задних мостов – настройка пятна контакта в шестернях венца и «морковки». Венец на самоблок просто переставили от штатного дифференциала – точность изготовления деталей такова, что все встало идеально без регулировки!

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

В движении

У этого SLK – все в превосходной степени! Потрясающий руль переменного передаточного отношения Direct Steering, потрясающие тормоза, 6-поршневые спереди и 4-поршневые сзади – причем честные, без электронных хитростей SBC. Руль чуток и остр со своими 2,2 оборота от упора до упора. Но эта острота проявляется при интенсивной рулежке, а в небольшом секторе вращения вправо и влево от нулевого положения руль обладает повышенным передаточным числом, становясь менее острым, что полезно при движении на высоких скоростях по автобанам, чтобы легкие колебания «баранки» не вызывали быстрого и опасного смещения автомобиля в полосе. Тормоза – едва ли не лучшие и по сей день из встречающихся на гражданских машинах штатно в стоке. У тормозов SLK отличная теплоемкость, они не плывут даже при весьма жесткой работе. Они чуткие, но без всякой нервозности – нет никакой нужды в них вмешиваться. Ведь они идеально подходят и для города, и для трассы, и для спорта, в том числе и для кольца. Ну и, конечно же, звук V8! Поклонники Mercedes не без оснований уверены, что так, как настраивают выхлопной тракт в AMG, этого не делает никто и нигде! У него нереально глубокий урчащий бас, при этом нешумный при полностью стоковой конфигурации выхлопа со всеми катализаторами. Вмешиваться с тюнингом в выхлоп, как и в тормоза, на SLK AMG противопоказано! 

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Впрочем, интересны в первую очередь не штатные, заводские повадки машины, когда ты катаешься на ней в удовольствие по летним загородным дорожкам. Интересны как раз проявления ее спортивного потенциала, который был деликатно и аккуратно усилен нынешним владельцем.

Машина не стала нервной, как некоторые спорткары вообще и сильно затюненные в частности. Несмотря на самоблок, амортизаторы и мощный двигатель, она прощает ряд ошибок водителя, поскольку все равно во многом остается на заводских настройках платформы, штатно характерных для SLK, как комфортного премиального родстера. 

Все доработки, выполненные нынешним владельцем, в первую очередь рассчитаны на усиление управления газом в поворотах. Самоблок тут честный, механический, повышенного трения, без какой-либо электроники и команд внешнего воздействия вообще. К редуктору заднего моста не подходят провода или вакуумные трубочки. Благодаря ему SLK получил стабильно ускоренный старт на любом покрытии и эффект усиления поворачиваемости – педаль газа стала реально эффективным органом управления. 

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Касательно же трансмиссии – тут в этом контексте о ней можно сказать немногое, поскольку в спорте большая часть её функциональности остается незадействованной. На соревнованиях по автослалому и джимхане, по сути, почти всегда ездишь на первой передаче в ручном режиме – там передача на скоростях до 50 км/ч держится всегда до отсечки на 6500 оборотах, коробка не позволяет себе вмешиваться. А на спринтах обычно включаешь автоматический режим, чтобы меньше отвлекаться, и тут коробка переключается быстрее, чем если бы ты переключал ее лепестками сам. В ручном режиме она меняет передачи с заметной, натурально секундной задержкой, переходя на передачу вверх или вниз с запаздыванием, когда тебе уже и не нужно… На сугубо спортивные настройки Андрей решил коробку не перепрошивать, чтобы не получить жесткие, некомфортные переключения тогда, когда машина используется для удовольствия, а не для гонок.

Между тем система стабилизации способна свести на нет все спортивные доработки. Выключить ESP можно, но не полностью, и, понятное дело, ни о какой серьезной спортивной езде в этом случае говорить не приходится. Мощный мотор, доработанная подвеска и самоблок бесполезны, когда в крутом вираже ESP считает, что ей пора вступить в дело, придушить двигатель и начать прикусывать тормоза.

Если на SLK пытаться крутить пончики, давя на газ и выворачивая руль так, как кажется разумным на первый взгляд, то ESP тут же начинает душить мотор. В спринтах такое тоже бывает – ты выезжаешь из шпильки, еще не успел вернуть руль в околонулевое положение, 20-40 градусов от оси – и ты проиграл, поскольку двигатель скисает, тяга пропадает.

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Бороться с этим можно, включив через инженерное меню на приборной панели режим дино-теста, предназначенный для техосмотра и замера на барабанном стенде тормозных усилий и мощности на колесах. Но это грубый, некорректный способ. Во-первых, делать так придется постоянно, а во-вторых, режим дино-теста отключает и ESP, и ABS, а нам нужно избавиться только от стабилизации. Поэтому побеждать электронику нужно с помощью водительского мастерства. Система стабилизации получает информацию из множества источников, но главным является угол поворота руля. Если контролировать угол поворота руля и не выворачивать его слишком сильно, ESP не мешает.

Ты подъезжаешь к конусу, сильно выкручиваешь руль, запускаешь машину в занос и тут же противоестественным, как кажется, движением возвращаешь руль в почти прямое положение, удерживая его лишь чуть-чуть в сторону поворота, и утапливаешь газ. И вот тогда SLK на почти прямых колесах, но по уже заданной первичным выворотом траектории, с рёвом могучей «восьмерки» набирает скорость в контролируемом скольжении, а система стабилизации не просыпается, расценивая происходящее как динамичный прямой разгон и позволяя машине крутиться так, как нужно водителю!

История модели

Представленный в 2004 году Mercedes-Benz SLK R171 принято считать одним из самых успешных родстеров: он закрепил и усилил позиции первой генерации SLK, ставшей в свое время сенсацией. Компактная машина, сохранив двухместную конфигурацию, получилась просторнее внутри за счет увеличения колесной базы на 30 мм и удлинения кузова на 72 мм. Серьезно обновилась кинематика складной жесткой крыши – она стала закрываться быстрее, да еще и существенно увеличив доступный объем багажника.

Для девочки или для КМС по автогонкам? Опыт владения Mercedes SLK 55 AMG

Источник: www.kolesa.ru