Эта черная Волга ГАЗ-3102 на советских и очень непростых номерах вернула меня в детство. Когда-то мимо нашей крохотной съемной дачки в деревне неподалеку от рублевских «совминовских» хором такие машины возили кого-то в параллельную вселенную. Но однажды наши миры пересеклись.
«Ну все, сейчас меня раздавят», – эта мысль промелькнула в голове, когда я услышал звук приближающейся машины. Минутой раньше штанина попала в цепь, и я рухнул с чужого велика. Дорога у нашей дачи делала слепой поворот под прямым углом, и меня угораздило упасть именно на нем. Ни освободить штанину, ни оттащить тяжелый взрослый велосипед мне, восьмилетнему пацану, никак не удавалось. И тут из-за деревьев неспешно выплыла она, та самая черная Волга. Водитель в строгом костюме ловко развернул машину поперек дороги и перекрыл движение, отцепил меня от велика и, отряхнув от пыли и по-отцовски потрепав по голове, выставил на обочину.
Тогда я впервые и заглянул в салон «ноль второй» – машины, получить которую в личное пользование до самого развала Советского Союза нельзя было ни за какие деньги. Может, из-за недоступности она всегда казалась мне такой одновременно красивой и строгой. Хотя на самом деле все, наверное, проще. Ведь объективно стилистам прекрасно удалось вписать свежий дизайн в старую парадигму 24-й Волги. Кузов-то фактически остался тем же, а «ноль вторая» получилась элегантной и гармоничной, без мишуры чрезмерной вычурности, характерной для последующих 3110 и 31105.
Разглядываю этот ранний экземпляр 1983 года и никак не могу понять, что в нем не так. Понятно, что колеса тут от «двадцать четверки»: сначала у 3102 действительно стояли колпаки и диски от прежней модели. Но почему лючок бака не на своем месте? Оказывается, это еще один признак ранних экземпляров, на которых топливный бак ставили между багажником и спинкой заднего дивана. Неужели для запаски нашлось место и она больше не валяется неприкаянной? Открываю крышку бездонного багажника: точно, колесо под полом в персональной нише. Остается недоумевать, почему это решение исчезло. Вероятно, во имя унификации с моделями попроще вернули старую и, прямо скажем, неудачную конструкцию.
Почти одновременно с выходом модели в свободную продажу исчезла и магия, окружавшая ГАЗ-3102 первые десять лет существования. На протяжении 90-х она еще оставалась престижной, но потом время окончательно взяло свое, и самая недоступная Волга потихоньку перешла в разряд пережитков прошлого, пусть и очень красивых. Но как же здорово, что некоторые экземпляры дотянули до наших дней в коллекционном состоянии и готовы напомнить, кто был главным на любой дороге времен заката СССР. Тогда, увидев в зеркале строгий взгляд квадратных фар, каждый автомобилист невольно уступал дорогу. Такого уважения не знала ни одна Волга ни до, ни уже после.
ФОРКАМЕРНАЯ ОБСТАНОВКА
Одной из новинок Волги 3102 стал двигатель с форкамерно-факельным зажиганием. Причем это был уже не первый опыт Горьковского завода с подобными конструкциями. Такое решение пробовали внедрить еще на шестицилиндровых двигателях для ГАЗ-51, но дальше опытных образцов дело не пошло. Кстати, один из таких моторов сейчас можно увидеть в заводском музее ГАЗ.
Отличием нового двигателя, получившего индекс ЗМЗ-4022.10, стала необычная головка блока цилиндров. Помимо традиционной камеры сгорания внедрили дополнительную, со своим клапаном и свечой. Появился еще один впуск, переработали выпускную систему, разработали и оригинальный карбюратор К-156.
Редакция благодарит Юрия Свирчева за предоставленный для съемок автомобиль
Технические характеристики ГАЗ-3102 | ||
Кузов | ||
Тип кузова | седан | |
Число дверей/мест | 4/5 | |
Длина/ширина/высота, мм | 4960/1820/1476 | |
Колесная база, мм | 2800 | |
Масса снаряженная/полная, кг | 1450/1850 кг | |
Объём багажника, л | 500 | |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый, атмосферный | |
Компоновка и расположение | рядный, спереди продольно | |
Число цилиндров/клапанов | 4/8 | |
Рабочий объём, см³ | 2445 | |
Мощность, л.с./об/мин | 105/4500 | |
Крутящий момент, Н•м/об/мин | 185/2500 | |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | механическая, 4-ступенчатая | |
Привод | задний | |
Ходовая часть | ||
Подвеска передняя | независимая, шкворневая | |
Подвеска задняя | зависимая, рессорная | |
Тормоза передние | дисковые, вентилируемые | |
Тормоза задние | барабанные | |
Рулевое управление | червячное | |
Размерность шин | 205/70 R16 | |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 150 | |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 16 | |
Расход топлива, город/загород/смешанный, л/100 км | 11,7 | |
Ёмкость топливного бака, л | 70 | |
Дорожный просвет, мм | 156 |
Источник: www.kolesa.ru