Наваренные шины: россияне вспомнили дедовский способ сэкономить на резине

Из-за дороговизны шин у россиян стала популярной восстановленная резина

Иногда они возвращаются: шины-«наварки», которые были из-за дефицита в ходу в СССР, теперь снова стали востребованы. Правда, не столько из-за нехватки новой резины, сколько из-за ее дороговизны. Особенно для больших радиусов. Раньше на «наварках» ездили «волги», теперь – вплоть до «бентли». И называют такую резину скромно — восстановленной. Где производят такие колеса, сколько они стоят и можно ли их использовать на легковых машинах – выяснял «МК».

тестовый баннер под заглавное изображение

«Наварка» – это естественный ответ гаражной автоиндустрии на простой и естественный запрос: а можно ли купить, скажем, новые «22-е» колеса не по 50 тысяч рублей за штуку, а подешевле? Можно, говорят нам «гаражники» – но есть нюанс. Новым в этой шине будет только протектор. Автовладелец, у которого заводские колеса уже «лысоваты» или повреждены, а на новые фирменные денег нет – подумает, да порой и согласится.

Оказаться обладателем восстановленной резины можно тремя способами. Самый прямой – купить такие шины сознательно, как восстановленные. Потому что дешево (а самые сознательные добавят: и экологично! Каркас шины еще походит, зачем плодить бесполезные «клумбы»). Второй способ – весьма обидный: купишь вроде бы новую резину «по низу рынка» на портале объявлений, а она как раз и окажется «наваркой».

Ну, и, наконец, третья группа владельцев восстановленных шин – это те, кто купили их вместе с подержанным автомобилем. В порядке предпродажной подготовки «лысые» колеса заменили на свежие, но – как не сэкономить? Конечно, продавцы и экономят…

Где и как наваривают

Поскольку желание сэкономить на шинах – штука интернациональная, технологии восстановления резины благополучно существуют по всему миру. Правда, все больше в странах «третьего мира» – но и в США, например, тоже. Чаще всего наваривают грузовые колеса – их каркас прочнее, а цена новых уж слишком высока. Но и для легковых, как можно видеть в России, наработки имеются. Причем в том числе для самых дорогих спортивных и внедорожных шин больших радиусов.

Обычно восстанавливают резину не в гаражных условиях, а на вполне заводском оборудовании – в этом случае на боковине появляется надпись Retread, Remould или по-русски, «Восстановленная». Но это именно что «честные наварки»: те же колеса, что продают на маркетплейсах в качестве новых, подобных надписей иметь не будут. Потому что их либо восстанавливали «по-черному», либо надписи попросту стерли.

– Советские «наварки», которые помнит старшее поколение автомобилистов, можно было легко отличить по характерному шву на боковине, сейчас такого следа при аккуратном восстановлении может не быть, – рассказывает специалист по вторичному авторынку Алексей Островский. – Поэтому основных признаков сейчас три. Во-первых, год выпуска – он должен быть отмечен на боковине. Если резина новая, а выпущена лет десять назад, можно заподозрить, что она восстановленная. Второе – это индикатор износа в виде цветной полоски, который должен быть на действительно новых шинах. Ну, и, наконец, пометка Retread или след от каких-либо сведенных надписей.

Технологически различают наварку холодным и горячим методами. Вторая – с применением резиновый смесей – делается только в заводских условиях, а вот холодной наваркой уже сейчас занимается в России множество небольших фирм. При холодной наварке вначале с помощью специального станка удаляют верхний слой протектора, затем «лечат» порезы и проколы, если такие найдутся, далее шлифуют каркас и на него при помощи сырой резины монтируют специальную протекторную ленту (в идеальном случае – комплект для апгрейда шин в виде обруча). Наконец, на станке вырезаются канавки протектора, и готовая покрышка вулканизуется в автоклаве.

Эту технологию давно освоили – а точнее, никогда не забывали – те, кто эксплуатирует спецтехнику вроде внедорожных самосвалов. Просто потому что разница в цене слишком велика: сейчас, к примеру, восстановленная шина «Кама-1260» для военных «КамАЗов» стоит 38 тысяч рублей против 69 тысяч за новую покрышку. Дальнобойщики на обычных фурах тоже ценят «наварки» – еще бы, если они стоят 12,5 – 20 тысяч за одну шину, а новое колесо около 35 тысяч (и таких колес на одном грузовике с полуприцепом может быть до 24 штук!).

А сейчас к культуре восстановленных колес приобщились и обладатели легковых машин. «Купил недавно комплект восстановленной резины на свой «Крайслер-300», – рассказывает 68-летний житель района Щукино. – Эту машину я покупал новой, в 2006 году, тогда мог себе позволить, но сейчас новые фирменные шины купить нереально. Каждый баллон обошелся в 10 тысяч, а в основе мои собственные, еще с завода, колеса, и я знаю, что у них нет грыж и порезанных боковин».

Главный вопрос: насколько безопасно ездить на «наварках» в современных условиях? Технический регламент Таможенного союза говорит, что на передней оси установка восстановленной резины запрещена. Гарантии на столь специфический товар обычной не существует. Ну, а опыт водителей грузовиков говорит, что ездить все же можно – но, во-первых, не слишком быстро, а во-вторых, нужно быть готовым к неожиданностям прямо в пути.

Источник: www.mk.ru