Как известно, тормозная система автомобиля подвергалась в последнее время огромному количеству модернизаций. Постепенно от былой системы, используемой до 90-х годов прошлого столетия практически ничего не осталось. На арену выходят более значительные и продвинутые тормозные системы. Все они имеют названия, но сокращенные и частенько автомобилисты-новички ломают голову над тем, а что означает определенная аббревиатура? Цель нашей статьи – раскрыть завесу и ознакомить читателя с современной тормозной системой и ее дополнительными функциями.
На современных авто используется большое количество дополнительных систем для торможения, в которых легко запутаться
Содержание:
АБС и BAS
Начнем с АБС, как самой распространенной системы, применяемой сегодня практически на всех выпускаемых автомобилях. По сути, аббревиатура ABS означает антиблокировочную систему. Одновременно с ней используется и BAS – система экстренного торможения.
АБС известна давно, а вот в полной мере ее потенциал раскрывается с помощью специального устройства. При экстренном торможении водитель частенько не успевает нажать до конца педаль тормоза или держать ее необходимое время в определенном положении, ведь наличие АБС исключает возможность блокировки колес.
Антиблокировочная система
Именно по этой причине в 1996 году был представлен новый инструмент, под названием «Brake assist». Представлял он собой электронное устройство, которое помогало развивать максимальное тормозное усилие в том случае, когда электронный блок распознавал ситуацию, когда водитель начинал давить на тормозную педаль с огромной силой. И сегодня BAS наделены абсолютно все ABS, разве что за исключением нескольких.
ECBS для электромобилей и гибридов
В последнее время стали популярны электромобили, которые ввиду загрязненной экологии, наверное, вскоре увеличатся в выпускаемом количестве. Эти машины и гибриды уже сегодня управляются множеством людей и специально для них была придумана система, которая управляет тормозами электронно.
Эта электронно-управляемая тормозная система следит за скоростью транспортного средства и за оборотами двигателя. Именно ECBS распределяет долю оборотов, приходящую на генератор и гидравлику. Фактически тормоза в этой системе выполняют двойную функцию.
При изменении скорости транспортного средства ECBS учитывает тот факт, насколько меняется тормозное усилие и следит за запасом энергии в батареях.
Другими словами, эта система придумана для того, чтобы каждое мгновение менять усилие, с которым колодки прижимаются к барабанам или дискам. Таким образом, замедление транспортного средства проходит прогнозируемо и соответствует требуемым канонам со стороны водителя без каких-либо нестандартных реакций на педаль.
В электромобилях используется система ECBS, которая распределяет долю оборотов, приходящую на генератор и гидравлику
CCM, CCB или PCCB
Что это такое, спросит заинтересованный читатель? Неужели опять настала революция, как в 1917 году, после которой сокращать стали практически все длинные названия. Спешим успокоить – все в порядке.
Такими аббревиатурами принято сокращать углекерамические тормоза. Как известно, они значительно легче обычных, изнашиваются меньше и намного лучше сопротивляются нагрузкам даже при интенсивном применении.
На гоночных автомобилях, к примеру, используются углепластиковые тормоза, но они, по сравнению с этими, имеют некоторые недостатки при езде по обычным дорогам и требуют сильного прогрева для эффективного торможения.
Углекерамические тормоза выполнены из дисков, которые сделаны путем смешивания углеволокна и карбида кремния. Очевидно, что такие тормоза будут стоить значительно дороже обычных чугунных. На цену влияет не только использование более дорогих составляющих, но и длительность производственных процессов. Использование таких тормозов практически идеально подходит для спортивных машин, особенно если те будут изредка попадать на трек.
Применение описанных дисков впервые протестировали на Порше 996 и Феррари Энзо. Это было еще в 2000 году.
BRAKE BY WIRE
Электронно-гидравлическая система Bosch SBC, которую впервые применили на Мерседес SL. Состоит она из предохранителей, исполнительных механизмов, датчиков скорости вращения колес, гидравлического контура высокого давления, блоков управления ESP и датчика угла рысканья.
Что такое гидравлический контур высокого давления? Это непосредственное обеспечение помощи, осуществляемой гидравликой при неполадке торможения. В этом случае обеспечивается связь между педалью и тормозными механизмами. В обычных условиях этот самый контур автоматически отключается, а все управление переходит к электронике.
Датчик же угла рысканья занимается замерами перемещений кузова вокруг вертикальной оси.
EPB
Система электронного стояночного тормоза впервые была продемонстрирована в 2001 году. В это же время решено было отдать штатное место рычага ручного тормоза органам управления мультимедийными системами.
Теперь стояночный тормоз полностью электронный. Это позволяет избежать риска, который раньше часто возникал в ситуации, когда водитель забывал поставить автомобиль на «ручник» или снять с него.
SBC
Тормозная система, где стандартные механические и гидравлические связи заменены приводами, управляемыми ЭУ.
Эту систему разработали одновременно две компании: Bosch и Мерседес. Основной целью было повысить эффективность ESP и ABS и добавить новые функции. К примеру, SBC значительно повышает устойчивость автомобиля на дороге и уменьшает тормозной путь. Действует система по следующей схеме: вначале ЭУ распознает команду на торможение, которая передается датчиками хода педали и усилия и после соответствующей обработки информации, посылает сигналы исполнительным органам.
RBS
Рекуперативное торможение опять же предназначено для электромобилей. Когда замедляется работа электромотора автомобиля на батарейках или гибрида, этот самый двигатель превращается в генератор – задача которого подзаряжать АКБ и одновременно с этим замедлять движение транспортного средства.
Вместо того чтобы рассеивать тепло от дисков и барабанов, такой генератор увеличивает запас хода, используя рекупированную энергию. Таким образом, гибриды и электромоторы существенно снижают расход топлива, увеличивают ресурс колодок тормоза. И чем больше происходит затяжных и неинтенсивных торможений, тем больше необходимой энергии удается рекупировать.
EBP
Система ускорения реакций тормозной системы также полностью электронная. В момент, когда водитель снимает ногу с педали тормоза, EBP автоматически приближает колодки к дискам вплотную. И таким образом, эта система готова в любой момент выполнить аварийное торможение, если нога будет снята с педали тормоза резко и нестандартно. Целью внедрения EBP является сокращение тормозного пути.
HDC
Очень полезная система контроля спуска. Часто устанавливается на кроссоверы и внедорожники, позволяет безопасно, не понижая скорости, спускаться по крутым дорогам или склонам, априори притормаживая каждое колесо по отдельности, естественно, используя ABS.
На внедорожники часто устанавливается система контроля спуска
Водителю просто нужно в момент спуска нажать на кнопочку, как это делает Ким Бейсингер в рекламном ролике Опель, чтобы уже спокойно довериться системе. При этом даже не нужно давить на педаль тормоза.
Вот и все. В статье удалось привести все известные на сегодня дополнения к тормозной системе автомобиля. Они приносят ощутимую пользу, автоматизируя некоторые функции, которые ранее выполнял сам водитель. Кроме того, эти системы повышают безопасность вождения, превращая автомобиль уже в полностью надежное средство передвижения.
Источник: infocars24.ru