Сажевым фильтром обычно оборудуются «дизели», оснащенные турбиной. А каждый дизельный мотор, который оснащен системой прямого впрыска, в своей конструкции содержит сажевый фильтр в обязательном порядке. Чтобы не «убить» такой фильтр раньше времени, рекомендуют применять только малозольное моторное масло. С одной стороны, если мы обсуждаем эксплуатацию сажевых фильтров, значит, речь идет о саже. Зола здесь, вроде бы, не фигурирует. Может быть, зола и сажа – это одно и то же? Попытаемся разобраться во всех этих сложностях, и выявить связь двумя разными понятиями.
Сажа – это продукт неполного сгорания топлива. Сама по себе сажа в большой концентрации содержит углерод, то есть графит. А значит, сам такой материал можно при желании сжечь, причем, полностью. Зола в своем составе содержит разные металлы, фосфор и серу, ну и углерод в небольшом количестве. Сжечь золу нельзя, а когда одинаковые по размеру частицы золы и сажи попадают в фильтр, то первые из них остаются там навсегда. Грубо говоря, сажевый фильтр в процессе эксплуатации всегда забивается золой, но чтобы этот процесс шел медленнее, рекомендуют использовать малозольное масло.
Меньше сравнений, больше конкретики
Термин «Low SAPS» означает, что материал является малозольным, то есть при его сжигании образуется малое количество золы. Расшифруем название «SAPS» по буквам:
- SA – это и есть зола (sulphated ash), ее содержание в маслах класса «Low SAPS» не должно превышать 0,5%;
- P – фосфор;
- S – сера.
Материал, соответствующий классу качества API СJ-4, согласно спецификации должен содержать не более 1,0% золы, 0,12% фосфора и 0,4% серы. Значит, если даже моторное масло сертифицируется по классу API СJ-4, это не всегда будет означать, что оно является малозольным. А вот классификация ACEA в этом смысле более полезна: любое масло класса E9, C2, C3 является малозольным по определению.
На самом деле, все не так сложно
Любое моторное масло состоит из основы и различных добавок (присадок). Так вот, сама основа является очень малозольной, но свою лепту в образование золы могут вносить присадки. По идее, некоторые из доступных на рынке масел могут не соответствовать ни одному из перечисленных классов качества. Сейчас используется несколько систем классификации (ACEA, API, ILSAC), и производитель не обязан сертифицировать продукцию по нескольким стандартам сразу. Материал может являться малозольным, но не сертифицированным по API или ACEA. В любом случае ясность внесет надпись «Low SAPS», нанесенная на этикетке с лицевой стороны канистры. Удачного выбора!
Источник: infocars24.ru