Разница между полноценным вездеходом и городским джипом в современном автомобилестроении становится все менее заметной. Определим характеристики, которые помогут понять, чем отличается кроссовер от внедорожника.
Содержание:
Определение
Кроссоверами (Crossover Utility Vehicle) принято называть автомобили, в основу конструкции которых заложена легковая платформа. Но при этом CUV имеет ряд особенностей, которые характерны для современного понимания внедорожного автомобиля. Так называемые SUV, что является акронимом от английского Sport Utility Vehicle (спортивно-утилитарный автомобиль), наиболее близки к тому, что мы подразумеваем под понятием джипа. Такой автомобиль в обязательном порядке должен иметь большой дорожный просвет и систему полного привода. Именно к этим чертам стремится каждый кроссовер, тем не менее имея ряд отличительных особенностей, что позволяет выделить CUV в отдельный класс.
Модельный ряд
Некоторые авто, которые еще можно назвать гордым именем «джип»:
- Land Rover Discovery
- Toyota Land Cruiser Prado
- Land Rover Rang Rover
- Audi Q7
- VW Touareg
Некоторые известные кроссоверы:
- Toyota RAV4
- BMW X3
- Volkswagen Tiguan
- Mitsubishi Outlander
- Nissan Qashqai
- Skoda Yeti
- Renault Duster
Внедорожники в прошлом
В прошлом джип представлял собою строго утилитарный автомобиль, в котором все узлы были рассчитаны на большие нагрузки для эксплуатации в жестких условиях.
В основе каждый джип имел рамную конструкцию. К раме крепился несущий кузов, двигатель, элементы трансмиссии и подвески. В итоге конструкция кузова имела очень жесткую структуру, что позволяло переносить продолжительные испытания в условиях пересеченной местности.
Наиболее важная составляющая любого вездехода – полный привод. Отличительной чертой внедорожной системы 4х4 является наличие блокировок дифференциалов и межосевого дифференциала раздаточной коробки. Если вы знакомы с принципом работы дифференциала, то понимаете, что при разнице коэффициента сцепления между колесами одной оси, вращаться будет то, которое имеет меньший зацеп. Блокировка дифференциала позволяет равномерно распределить момент. Поэтому даже если одно из колес оси будет висеть в воздухе, второе будет толкать джип. Блокировка осевого дифференциала позволяет в любых условиях поровну перераспределять крутящий момент между двумя осями.
Еще один немаловажный атрибут, характеризующий настоящий джип, — понижающая передача, позволяющая увеличить силу крутящего момента. Для управления понижайкой и блокировками в старых внедорожниках использовались обычные рычаги. Позже управление было доверено сервомоторам.
Современный SUV
Практически все современные внедорожники, за исключением немногих бюджетных моделей, имеют электронные системы управления полным приводом. Содействуют этому электронные системы полного привода. Каждый производитель имеет несколько вариаций и поколений таких устройств.
Зачастую водитель выбирает характер системы 4х4 специальной шайбой. Но теперь в большинстве случаев смена режимов не привод к «жесткой» блокировки дифференциалов. Водитель в большей мере изменяет настройки электронной системы управления. В наиболее продвинутых вариантах перераспределение момента между осями и колесами никоим образом не зависит от пожеланий водителя. За перераспределения отвечает самоблокирующаяся муфта. Разница вращение колес, то есть пробуксовывание одного либо сразу нескольких, становится сигналом для перебрасывания крутящего момента.
Вместо настоящих блокировок, которыми обладали все настоящие джипы, сейчас используются имитации блокировок. Осуществляется подмена путем притормаживания колеса с меньшим коэффициентом сцепления, что согласно принципу работы дифференциала приводит к подаче момента на другое колесо.
Принципиальная разница
Мы подробно остановились на системе полного привода, поскольку именно это главный пункт, поясняющий, чем отличается кроссовер от внедорожника. Но также существует ряд других особенностей конструкции:
- кузов. На сегодняшний день некоторые авто, которые заслуженно носят звание джипа, не имеют рамы. Конструкторами была разработана интегрированная рамная конструкция, представляющая собой симбиоз легкового кузова и рамы. К примеру, на Mitsubisi Padjero 4 реализована такая схема. Что уж говорить обо всех городских кроссоверах, которые в основе имеют несущий кузов;
- привод. Невозможно представить себе моноприводный джип. Но вполне реально увидеть на дорогах только переднеприводный кроссовер. Благодаря интеллектуальным системам полного привода большую часть времени даже кроссовер в модификации 4х4 является моноприводным. Вторая ось подключается только при фиксации проскальзывания колес;
- клиренс. Минимальный дорожный просвет для джипа – 200 мм. Для многих кроссоверов эта цифра недосягаемая. Но есть и исключения, как, например, Renault Duster, клиренс которого составляет 210 мм.;
- ходы подвески у кроссовера значительно меньше, что на бездорожье – большой недостаток.
Преимущества и недостатки
- Кроссоверы легче в управлении и дешевле в изготовлении, поскольку построены на платформе легкового авто. Меньшие габариты по сравнению с полноразмерными внедорожниками обеспечивают меньшую парусность при движении на трассе, большую маневренность и скромный расход. Но несущий кузов имеет меньшую жесткость, поэтому постоянные вылазки на трудное бездорожье в скором времени приведут к усталости металла;
- компоненты трансмиссии имеют меньший ресурс. Поэтому постоянные пробуксовки либо буксирование прицепа приведут к скорой поломке;
- честный полный привод, разумеется, лучше электронных систем. Учтите, что проходимость зависит от конкретной марки автомобиля и комплектации. К примеру, полный привод Subaru Outback сможет утереть нос многим авто, претендующих на гордое название «джип».
Источник: infocars24.ru