Содержание:
Виды охлаждающей жидкости для автомобиля — что лучше
Что использовать, как охлаждающую жидкость в автомобилях: тосол или антифриз? Кажется, ответ на этот вопрос интересует многих водителей. Попробуем разобраться в том, что лучше.
Начнём статью с истории. Да, именно так. С истории о том, как развивалось направление развития различных охлаждающих жидкостей. И наиболее доступной жидкостью всегда, во все времена на нашей планете являлась обычная вода. Именно она первоначально заливалась в двигатель и охлаждала его, когда он начинал перегреваться.
Вода является первой охлаждающей жидкостью
Как был придуман антифриз?
Но вода имела недостаток, который быстро обнаружился. Кристаллизация, то есть обычное замерзание H2O являлось уже явным недостатком. При минусовых температурах автомобилист был обязан сливать охлаждающую жидкость из радиатора каждый раз. И понятно, что как и все другие открытия, сделанные человеком, так и создание тосола и антифриза было связано со стремлением человека сделать всё более комфортным. Человеческий гений поставил перед собой определённую цель: найти жидкость или придумать раствор, который бы не замерзал при заморозках.
Для начала химиками был предложен глицерин. Это бесцветная жидкость, имеющая вязкую структуру и быстрорастворимая в простой воде. На вкус глицерин сладкий, поэтому и получил такое название (в переводе «гликос» с лат. — «сладкий»). Но и в этом случае обнаружился недостаток. В частности, глицерин слишком вязок, а это непосредственно сказывается на мощности двигателя. Мотору приходится затрачивать больше сил, для того чтобы гонять вязкий раствор по всей системе. Да и при низких температурах глицерин терял свои свойства.
Видео о применении охлаждающей жидкости:
Тогда предложили метанол. Это тоже жидкость бесцветная, но с запахом. Метанол отдаёт этиловым спиртом и, собственно говоря, имеет сходные с ним свойства. Так, это вещество замерзает при очень низких температурах. Зато обнаружились, как и в двух аналогичных случаях, минусы.
Метанол, по сути, это ядовитое вещество для человеческого организма. Получается он посредством перегонки древесины. Кроме того, он начинает активно реагировать, когда контактирует с алюминием, а это малопригодно для двигателя внутреннего сгорания. Но самое страшное это то, что метанол имеет свойство накапливаться в организме человека и постепенно отравляет его. Так, 5–10 мл такого вещества способно привести к тяжёлому отравлению, приводящему к летальному исходу. Да, около 5 мг/м? метанола — это предельно допустимая норма в воздухе, но в настоящее время его использование в тосолах и антифризах запрещено.
Формула метанола
Этанол или этиловый спирт. Он входит в состав большинства алкогольных напитков, которые пьёт человек. Широко используется он и в составе антифриза и тосола. Его преимущества очевидны: он безвреден для организма человека и имеет довольно низкую температуру замерзания. Кроме того, этанол обладает низкой вязкостью, а это, как помнится, придаёт двигателю дополнительную мощность.
Интересно, что этиловый спирт является сывороткой при отравлении токсичными спиртами и тем же метанолом. Это вовсе не означает, что этанол входит с ними в реакцию. Просто при попадании в человеческий организм этиловый спирт окисляет живые ткани, которые после становятся невосприимчивыми к окислению со стороны других, даже ядовитых спиртов. Единственным пагубным свойством эталона является алкоголизм, но мы сейчас говорим не об этом.
Ещё одно вещество было предложено для использования в качестве ОЖ. Называется оно этиленгликолем, но он также ядовит и способен проникать в организм человека сквозь кожу.
Формула этанола или этилового спирта
Группы ОЖ: карбоксилатный или силикатный
Как становится понятно из вышеописанного, основным веществом, используемым в современных ОЖ, становятся спирты. И ещё то, что для антифриза или тосола важно отсутствие в своём составе таких веществ, которые бы негативно влияли на металлы двигателя. А вот наличие в составе таких веществ, которые бы повышали антикоррозийные свойства материалов, напротив, является преимуществом!
Сегодня эти задачи решаются путём добавления в ОЖ различных присадок. И по типу антикоррозийных присадок тосол и антифриз делят на две основные группы: карбоксилат и силикат.
К группе силикатов относятся тосолы и антифризы старого образца. В них используются такие присадки, которые при кипении или нагревании оставляют после себя накипь. Эти слои постепенно накапливаются в системе ОЖ и снижают эффективность её работы. Отличаются охлаждающие жидкости силикатной группы обычно цветом. При изготовлении они получаются синими или зелёными, хотя это и не является обязательным условием.
Охлаждающая жидкость заливается в расширительный бачок
Что касается карбоксилатных охлаждающих жидкостей, то они имеют в своём составе присадки на основе органических кислот. Являясь, по сути, ингибиторами коррозии, они образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения.
Расход присадок в процессе использования ОЖ этой группы невелик и, следственно, срок эксплуатации заметно выше.
Отличительным цветом ОЖ карбоксилатной группы является красный, каким мы привыкли видеть антифриз. Ингибиторы, входящие в состав карбоксилатных ОЖ, имеют более низкий класс вредности. В частности, они практически не опасны и более экологичны, чем принято считать традиционные ингибиторы. И при покупке тосола или антифриза, следует стараться приобрести именно такой, который бы относился к группе карбоксилатов. Для этого рекомендуется внимательно изучить упаковку, на которой должна быть указана группа.
Красный цвет характерен для карбоксилатных ОЖ
Коррозия металлов — это опасность, с которой человечество борется различными методами. Но всё равно со временем металлы ржавеют. ОЖ на силикатной основе сопротивляются коррозии намного хуже, чем карбоксилатные, а это влечёт за собой не только химическое изменение внутри двигателей, но и постепенное разрушение деталей.
Полезно знать о том, что разделение ОЖ на тосол и антифриз существует только у нас в стране. И по данным компании Arteco, почти четверть всех поломок автомобиля связано с системой ОЖ двигателя. Именно из-за этого верный выбор охлаждающей жидкости поможет сохранить не только деньги, но и время.
Тосол — незамерзающая охлаждающая жидкость
Классификация ОЖ
Что мы узнали из вышеописанного? А то, что в состав смазывающих жидкостей для двигателя входят различные вещества, в том числе и присадки. Это может быть смесь этиленгликоля или пропиленгликоля, вода и целая группа присадок, направленных на борьбу с коррозией. И охлаждающие жидкости того или иного производителя отличаются друг от друга именно составом присадок.
Что нужно сделать, для того чтобы, выбирая ОЖ, не ошибиться? В первую очередь нужно изучить ту информацию, которая даётся в руководстве по его эксплуатации. Именно в ней будет указано, к какой группе относится эта жидкость (силикатной или карбоксилатной), какие вещества содержит, что за присадки используются и т. п. Также можно узнать по информации на упаковке о рекомендациях производителя, наименовании жидкости и данные о прохождении различных тестов и испытаний. Кроме этого, ОЖ отличаются по классам. И они бывают следующими:
- класс традиционный, куда входят такие жидкости, которые содержат присадки на основе неорганических кислот (силикаты, бораты, амины, фосфаты, нитриты, нитраты и т. п.);
- карбоксилатный класс, куда входят пакеты присадок на основе органических солей, то есть карбонатов;
- гибридный класс ОЖ, куда входят присадки на основе тех же карбоновых солей, но с добавлением силикатов или фосфатов.
И как говорилось выше, у нас в стране преобладают ОЖ лишь двух классов — традиционные (силикатная группа) и карбоксилатные.
Видео о мифах, касающихся охлаждающих жидкостей:
К первому классу чаще всего относят тосол, который по сравнению с антифризом имеет массу недостатков. Но стоит напомнить, что не всегда тосолы относятся к традиционному классу или к группе силикатов.
Какие преимущества имеет антифриз перед тосолом
Карбоксилатный антифриз имеет много достоинств, если сравнивать его с тосолом традиционного класса.
Способность эффективно охлаждать двигатель
В частности, это повышенная эффективность системы охлаждения ДВС. Как и было сказано выше, ОЖ, изготовленные по традиционной технологии, оставляют слои накипи, которые могут достигать 0,5 мм.
В принципе, такой слой способен защитить металл от действия ржавчины, но в то же время он значительно ухудшает теплоотвод. Получается почти 50% ухудшение теплоотвода за счёт низкой теплопроводности. И тосол (если он силикатный) начинает работать, как своеобразный изолятор, отрицательно влияющий на теплопередачу. А двигатель начинает работать уже при более высокой температуре, чем предусмотрено производителем. Таким образом, двигатель быстрее изнашивается и снижается существенно его мощность.
Антифриз, относящийся к классу карбоксилатов, охлаждает двигатель внутреннего сгорания наиболее эффективно. Эта охлаждающая жидкость оставляет слой лишь в тех местах, где образуется коррозия, да и то толщиной в 0,0006 мм. Сравним с тосолом (0,5 мм). И так, как на остальных участках, где коррозии нет, слоёв не образуется, теплоотвод не ухудшается.
В антифриз часто добавляются красители
Длительный срок эксплуатации
Как известно, пакеты присадок силикатов содержат соли неорганических кислот. Это те же нитраты, фосфаты и т. п. С большой уверенностью можно заявить, что при производстве антифризов отечественных используются в большинстве своём нитриты и силикаты (что по логике должно относиться к тосолам). Силикаты добавляют, для того чтобы максимально защитить алюминий от воздействия коррозии, а нитриты — чтобы защитить металлы от кавитационной эрозии.
Хотя пакеты присадок и сбалансированы, они быстро растеряют свои полезные свойства, если нарушится композиция по причине скорого расхода одного из компонентов. В первую очередь в процессе эксплуатации двигателя истощаются запасы именно нитритов и силикатов. Уже через 30–40 тыс. км пробега машины, ОЖ на основе только этих присадок теряет полностью свои защитные свойства.
Но вот антифризы, изготовленные за границей, сохраняют свою стабильность. В частности, это объясняется тем, что зарубежные производители используют другие присадки. Используя в своём производстве карбоксилатную технологию, производители добиваются стабильности антифриза. Расход присадок происходит очень медленно и одновременно обеспечивается эффективная защита металлов двигателя от коррозии и не снижается мощность мотора. К примеру, популярный антифриз зарубежного производителя Cool Stream Premium рассчитан на эксплуатацию свыше 250 тыс. км. Другими словами, этот антифриз можно использовать более семи лет для грузовых автомобилей и более пяти для легковых.
Cool Stream — известная марка антифриза
Эффективная защита алюминия в режиме высоких температур
Ещё одно важное преимущество. Ведь, как известно, в процессе изготовления современных автомобилей и двигателей для них чаще стали использовать алюминий. Это очень конструктивный материал, который имеет особые, заслуживающие только всяческих похвал качества.
Тосол в этом случае, опять же, изготовленный по традиционной технологии, не способен обеспечить надёжную защиту алюминия. В частности, из-за того, что присадки в его составе не могут дать надёжную защиту этому металлу при высоких температурах. Имеется в виду температура выше 105 градусов по Цельсию. Также тосол неспособен защитить алюминий при высоких тепловых потоках.
Большинство автопроизводителей отказались от использования тосола именно по причине изготовления его по традиционной схеме. В инструкции по применению они чётко указывают не применять в качестве ОЖ для двигателя тосол.
Охлаждающая жидкость залита в радиатор
Напротив, антифризы на основе карбоксилатов прекрасным образом защищают цветной металл и его различные сплавы.
Водяной насос
Как известно, одной из главных причин выхода из строя водяного насоса является гидродинамическая кавитация. Такой физический процесс способен образовать каверны на водяном насосе и разрушить лопасти.
Ни одна из существующих ныне ОЖ не способна химическим образом защитить водяной насос и предотвратить разрушение. Но всё же карбоксилатные антифризы значительно снижают воздействие кавитации, увеличивая срок использования водяного насоса до пятидесяти процентов.
Охлаждающие жидкости не способы полностью защитить водяной насос
Почему тосол, почему антифриз?
Действительно, если разница между качеством заключается только в технологии производства и карбоксилатная группа ценится выше, чем силикатная, почему одна ОЖ называется тосолом, а другая — антифризом?
Как правило, в таких случаях следует разобраться в названии. Антифриз в переводе с английского языка означает «незамерзающий». Что касается тосола, то это советская аббревиатура, означающая технологию органического синтеза.
По сути, тосол является тем же антифризом, разработанным ещё в 1971 году в ГосНИИОХТ, то бишь институте органической химии и технологий. Тосол был придуман, как советский антифриз, для марок автомобилей ВАЗ взамен итальянского антифриза с интересным названием «Парафлю». Зарегистрирована марка антифриза «ТОСОЛ» не была, так как это не было принято в эпоху СССР.
Подведём итоги. Удалось ли нам выяснить, в чём существенная разница между тосолом и антифризом? Как и говорилось выше, ни в одной стране мира нет такого разделения ОЖ. Это только у нас в стране, да и то, из-за промежутка в истории под названием советский стиль. Тосола как такового — нет. И он является лишь маркой антифриза.
Сюжет об охлаждающих жидкостях:
А вот качество антифриза бывает разным. И как стало понятно, совершенным и идеальным антифризом является тот, что изготовлен по карбоксилатной технологии и в составе которого используются качественные присадки. Это означает, что выбор остаётся за покупателем, который сам решит, какой из видов антифриза ему, а вернее его автомобилю, больше подойдёт. Вот и все дела.
Источник: infocars24.ru