Иномарки в России подорожали на 8-14% Автомобили в России уже заметно подорожали, но сейчас рынок выглядит сбалансированным, считают эксперты. Чего ждать в конце 2023 года: продолжения роста цен или традиционных декабрьских скидок
Фото: Autonews.ru
До конца 2023 года в России не ожидается существенного роста цен на автомобили, считают опрошенные Autonews.ru эксперты и участники рынка. Из-за повышения утильсбора и ослабления рубля машины заметно подорожали в конце лета и начале осени, но сейчас цены достигли равновесия между спросом и предложением. При этом в декабре водителям стоит рассчитывать на спецпредложения как от производителей, так и от дилеров.
Содержание:
Предложений на рынке стало больше
Главной причиной, которая сейчас сдерживает рост цен на автомобили, является постепенное насыщение рынка, отмечают в агентстве «Автостат». Весь 2023 год на рынок выходило все больше новых моделей, и сейчас в массовом сегменте уже ощущается заметная конкуренция.
«Самый высококонкурентный сегмент сейчас — это иномарки стоимостью от 2 до 3 млн руб. Именно в нем больше всего предложений и можно говорить о насыщении», — говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По статистике, почти все машины в сегменте относятся либо к китайским брендам, либо попадают из Китая по параллельному импорту.
Это подтверждает и вице-президент ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Вячеслав Жигалов. По его словам, из-за высоких цен уже сейчас наблюдается снижение спроса. И, чтобы выполнить план на 2023 год, автосалоны вынуждены уступать покупателям.
«Планы продаж определялись автопроизводителями еще в начале 2023 года. Они не учитывали те изменения на рынке, которые произошли позже. Дилеров ставят перед фактом о необходимости продать заказанные машины. В результате складские запасы растут, эти машины дилер покупает на заемные деньги, которые сейчас очень дороги, и чтобы вернуть их многие вынуждены будут продавать автомобили себе в убыток», — говорит Жигалов.
На этом фоне наблюдается активизация автопроизводителей и дилеров. Большинство опрошенных Autonews.ru экспертов не ожидают снижения цен до конца 2023 года, но допускают появления акций и спецпредложений. Такие акции должны стимулировать продажи в декабре, чтобы покупатель не откладывал покупку ради возможности совершить ее уже в январе 2024 года: дилерам это будет уже не так выгодно.
Такие спецпредложения не всегда будут афишироваться официально, предупреждает Жигалов. По его словам, менеджеры автосалона будут стараться продать свои автомобили подороже, но видя, как клиент уходят, окажутся готовы уступить. Простым покупателям Жигалов советует смело торговаться.
Причин для роста цен нет
По мнению независимого аналитика в области автопрома Владимира Беспалова, текущее положение на рынке уже учитывает повышение утилизационного сбора и падение курса рубля. С ним согласен и исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, который, впрочем, отмечает, что если изменение цен и произойдет, то только в сторону увеличения.
Жигалов также признает достигнутое на рынке равновесие, но не согласен с его причинами.
«Факторы повышения утильсбора и снижения курса рубля в полной мере еще не сказались на ценах, рост мог бы продолжаться как минимум полгода. Но сейчас цены уже достигли того уровня, что при их дальнейшем росте мы получим падение продаж. А план на год выполнять надо», — подчеркивает вице-президент РОАД.
Фото: Autonews.ru
По словам Жигалова, в декабре возможно возвращение акций и даже скидок, как со стороны дилеров, так и со стороны некоторых автопроизводителей. По его словам, тут все зависит от конкретного бренда, так как у каждого своя политика: кто-то готов идти на встречу покупателям и автосалонам, а кто-то оставляет дилеров перед выбором давать скидки за свой счет или отказываться от бизнеса.
Руководитель направления китайских автомобилей China Cars Club Александр Сероштанов рассказал, что и сейчас даже возможно найти автомобили, на которые предлагаются скидки.
«Из наличия можно выбрать машину, ввезенную по старым правилам утильсбора: на такие варианты реально сторговать небольшую скидку. На волне укрепления рубля удорожания автомобилей не предвидится: все негативные явления уже учтены в ценах. Конкуренция в сегменте усилилась, поэтому рост цен может спровоцировать только изменение курсов валют», — говорит Сероштанов.
Того же мнения придерживается и управляющий директор Frank Auto Ирина Франк.
«Если говорить в целом о российском авторынке, то повышение утильсбора уже отразилось на стоимости ввозимых в страну новых машин — они стали дороже, причем некоторые категории подорожали значительно. Если курс рубля по отношению к доллару будет оставаться прежним, то до конца года автомобили дорожать не будут — автодилеры уже предусмотрели все возможные риски», — говорит Франк.
Фото: Autonews.ru
При этом все собеседники Autonews.ru усомнились в возможном снижении цен из-за наблюдаемого в последние недели укрепления рубля. На момент подготовки материала доллар на Московской бирже утром 8 ноября торговался по 92,4 руб. — примерно на 10 руб. ниже пиковых значений первой половины октября 2023 года.
Как изменились цены на автомобили
По свежим данным Росстата, за первые 9 месяцев 2023 года цены на автомобили в России выросли на 8,08%, причем основной рост пришелся на август и сентябрь, когда темпы увеличения стоимости машин выросли в два раза.
Сильнее всего подорожали подержанные иномарки — на 13,66%. Стоимость новых выросла не так сильно, всего на 4,35%, но это подорожание также пришлось на июль, август и сентябрь, а в первом полугодии цены почти не менялись.
Фото: Shutterstock
По данным «Автостата», в октябре средневзвешенная цена нового автомобиля в России составила 2,89 млн руб. Причем она опустилась относительно сентября, когда машины в среднем продавались за 3,03 млн руб. Но причина не в снижении цен, а в том, что выросла доля бюджетных моделей, в первую очередь Lada.
При этом продажи машин продолжают расти. В октябре в России было продано более 112 тыс. новых легковых машин, что является лучшим показателем с начала 2022 года, когда автомобильные бренды начали массово уходить из России.
Несмотря на это, в «Автостате» и в РОАД не ожидают, что по итогам всего 2023 года будет продано более 1 млн машин. Там считают, что российскому рынку нужно минимум 1,5 млн новых машин в год, иначе автопарк начнет сокращаться.
Утильсбор с 29 октября стал выше. Кому придется заплатить больше
У дилеров пропали базовые Lada Vesta. Почем теперь можно купить модель
В России запретили параллельный импорт Chery и Voyah. Что будет с ценами
Источник: www.autonews.ru